Дружба в пятом поколении

Д. Гришкин

Хотя визит Путина в Индию намечен на 25–26 января, министр обороны России Сергей Иванов уже находится в этой стране и рассказывает о проектах, которые Москва планирует предложить Дели. В интервью газете Times of India он заявил, что к 2010 г. товарооборот между двумя странами может достигнуть $10 млрд, и перечислил несколько потенциальных сделок – сотрудничество “Газпрома” и индийской компании GAIL, участие индийского капитала в разработке Ванкора и “Сахалина-3”. А в Бангалоре, центре индийской высокотехнологичной промышленности, Иванов рассказал о соглашениях о постройке новых энергоблоков АЭС в дополнение к двум уже строящимся в Индии. Источник в администрации президента вчера же сообщил, что Россия рассчитывает получить контракт на достройку двух энергоблоков АЭС в Кудамкуламе (их стоимость оценивается примерно в $3 млрд).

А еще Иванов упомянул “ряд осязаемых” соглашений в оборонке. Два менеджера российских компаний-авиапроизводителей, близкие к переговорам, рассказали “Ведомостям”, что к подписанию в ходе индийского визита готовят еще два важнейших межправительственных соглашения. Одно – о совместной разработке истребителя пятого поколения по проекту компании “Сухой”, другое – о разработке среднего транспортного самолета (Multirole Transport Aircraft, MTA) в сотрудничестве с компанией “Иркут”. По словам собеседников “Ведомостей”, стоимость разработки самолетов в соглашениях указана не будет, предупредили они. В 2002 г. тогдашний вице-премьер Илья Клебанов оценил стоимость разработки истребителя пятого поколения в $1,5 млрд, и с тех пор чиновники не называют новых цифр. По словам чиновника Минобороны России, сейчас стоимость этой программы составляет не менее $10 млрд.

Министр обороны Индии Пранаб Мукерджи еще осенью 2006 г. упоминал, что Индия “рассматривает возможность” разработки самолета пятого поколения вместе с Россией. А в субботу начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны Анатолий Мазуркевич заверил журналистов, что оба соглашения “будут подписаны в ближайшие месяцы”. По словам близкого к переговорам менеджера одного из предприятий авиапромышленности, за последние месяцы переговоры значительно продвинулись, но гарантий, что соглашение будет подписано во время визита Путина, все же нет. Больше шансов на соглашение по МТА, считает сотрудник Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, сюда входят “Иркут”, ОКБ им. Сухого и прочие авиастроительные предприятия). Источник “Ведомостей” в Кремле отказался комментировать военную тему. Представитель ВВС Индии от комментариев воздержался.

Современные боевые истребители четвертого поколения экспортируют США, Франция, Швеция, объединенная Европа и Россия, но разработку истребителя пятого поколения (F-35) для мирового рынка сейчас ведут только США. Взяв курс на сотрудничество с Индией, Штаты собираются заинтересовать потенциального партнера самолетом пятого поколения F-35 и весной хотят провести презентацию этого самолета. Представитель корпорации Lockheed Martin (разработчик F-35) Джо Стаут не подтвердил и не опроверг эту информацию. В “Сухом” от комментариев отказались.

Но именно проект истребителя пятого поколения особенно важен для России. Ведь поставки боевой авиатехники, по оценке Центра анализа стратегий и технологий, составляли в 2001–2007 гг. около 50% от общего объема российского экспорта вооружений, или порядка $15 млрд. “Сухой” с 2002 г. пытается разработать новый истребитель, но бюджетное финансирование проекта, по словам источника в правительстве, в прошлом году составило несколько сотен миллионов рублей или “на уровне водолазного костюма нового поколения”. Без крупного иностранного партнера разработка нового боевого самолета, цена которой составляет миллиарды долларов (стоимость разработки F-35 уже сейчас превышает $19 млрд), невозможна, убежден эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Он считает, что на роль партнера подходит именно Индия: Китай предпочтет разрабатывать самолет сам.

Если Россия не договорится с Индией, то рано или поздно утратит производство боевых самолетов, предупреждает Макиенко. А на мировом рынке истребителей будет безраздельно господствовать F-35, добавляет научный редактор журнала “Экспорт вооружений” Михаил Барабанов. Он считает, что шансы договориться с Индией, которая настаивает на передаче ее конструкторам передовых технологий, у России есть: американцы не хотят делиться секретами, а американо-индийские соглашения неустойчивы.