Имперские амбиции не актуальны


Большинство россиян считают, что в XXI в. Россия не должна стремиться вернуть себе статус сверхдержавы времен СССР – вполне достаточно, если она войдет в число 10–15 наиболее экономически развитых и политически влиятельных государств. По данным опроса ВЦИОМ, такой точки зрения придерживаются 47% опрошенных. На статусе супердержавы настаивают 34%. Еще 12% россиян считают, что Россия остается великой державой по сей день, а 46% верят, что это произойдет в ближайшие 15–20 лет. Опрос проводился по стандартной выборке 13–14 декабря в 153 населенных пунктах, опрошено 1600 человек в 46 регионах. Статистическая погрешность – не выше 3,4%.

По мнению 55% опрошенных, для того чтобы считаться великой державой, страна должна иметь прежде всего развитую современную экономику. Наименее рейтинговой оказалась стратегия вывода страны на ведущие позиции в области энергетики – за нее высказались только 4% россиян. Зато 36% считают, что на первом месте – высокий уровень благосостояния граждан. 24% опрошенных отдают предпочтение мощным вооруженным силам.

“Подавляющее большинство россиян мыслят прагматически и связывают образ России как великой державы с экономическими успехами. Сильная энергетика воспринимается как составляющая часть экономической мощи”, – говорит директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эльдман. Невелико число сторонников теории заговора и экспансии, добавляет он. Большинство опрошенных (49%) основным препятствием к возрождению российской мощи называют отставание в экономическом развитии.

“По данным наших опросов, более половины россиян хотели бы жить в стране, где удовлетворяются потребности населения, а имперские амбиции – не главное”, – подтверждает замдиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. Однако число сторонников сильного государства остается достаточно существенным, отмечает он: в ноябре прошлого года примерно третья часть (36%) россиян заявили, что хотели бы видеть Россию великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны, в то время как 62% поставили на первое место высокий уровень жизни. Мы задаем этот вопрос регулярно и на протяжении последних лет это соотношение остается неизменным, говорит социолог. Снижение имперских амбиций было отмечено в 2004 г. – до этого соотношение “державников” и сторонников личного достатка выглядело как 43 к 54.

Гражданкин связывает это с началом американской кампании в Ираке. Те, для кого важно главенство на международной арене, получили от власти вполне определенный месседж: Россия подобных амбиций не имеет. И в обществе наступила реструктуризация взглядов, констатирует Гражданкин. Проблема – в имидже компаний, которые сегодня являются “носителями энергетического реноме России”, отмечает зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий. Большинство россиян плохо себе представляют деятельность отечественных энергогигантов, а многие испытывают раздражение из-за ножниц в уровне доходов сотрудников этих компаний и основной части населения. За последними энергетическими войнами значительная часть населения видит не столько политический аспект, сколько экономическую подоплеку и частные интересы энергетических компаний, уверен Гражданкин.