НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Непостижимый рынок


“В Москве здорово!” – это не возглас гостя столицы, побывавшего на Красной площади, это мнение управляющего директора одной из крупнейших в мире компаний по производству потребительских товаров.

Ненад Пасек и Дэниел Торнайли, региональные директора корпоративной сети “Экономист” (Economist Corporate Network), приводят это высказывание в исследовании “Развивающиеся рынки”, особо отмечая, что эта дама, управляющий директор, “имела в виду особую возбуждающую атмосферу заинтересованности происходящим”, и добавляют, “что коллеги буквально забрасывают ее просьбами взять их на работу в Россию”.

Нельзя сказать, что Пасек и Торнайли восторгаются Россией, хотя ей в книге отведена целая глава. Возможно, впереди их ждет новое исследование, особенно если обратить внимание на такой вывод: уровень успеха, который удается в последние годы поддерживать российскому рынку, – “один из самых больших и непостижимых секретов делового мира, хотя никто не отрицает, что рынок этот труден, проблематичен и доставляет немало хлопот”. Возможно, Пасек и Торнайли почти разгадали секрет, утверждая, что “в советской системе было много плохого, но образование всегда оставалось одной из ее самых сильных черт”. Региональный управляющий одной крупной IT-компании сказал авторам по этому поводу следующее: “Наши работники в России – самые лучшие в мире. Они лучше, чем в Центральной Европе, лучше, чем в Западной Европе, и лучше, чем в Соединенных Штатах”.

Трудно определить целевую аудиторию этой книги. Например, политики могут взять на вооружение вывод авторов о том, что для развивающихся рынков ВВП – крайне ненадежное средство измерения экономической активности: не принимается в расчет неофициальная экономика (серый или черный рынок). Чиновники и топ-менеджеры, осилившие раздел о доверии к правительству, узнают, почему авторы советуют компаниям “относиться к любым обещаниям со стороны правительства как минимум с некоторой долей скептицизма”. Ведь и тем и другим важно уметь договариваться. “Многонациональные компании часто и не подозревают о том, какие льготы можно получить от правительства, – пишут исследователи. – Существуют льготы, явно не прописанные в законах. В действительности очень большого количества льгот удается добиться во время непосредственных переговоров с чиновниками, и немало фирм сейчас договариваются о льготах, о которых в законах ничего не сказано”. Один руководитель известной европейской многонациональной компании в беседе с авторами отметил, что стратегия компании проста: “Просите, жалуйтесь, договаривайтесь и, если ничего не выходит, переезжайте в другую страну, где все получится”.

Во всех развивающихся странах Пасек и Торнайли выявили общие негативные свойства власти. С коррупцией, например, всем “приходится сталкиваться ежедневно, и цена этого высока как для международных компаний, так и для самих развивающихся стран”. Во всех странах велика власть провинциальных и городских чиновников, отмечают авторы, поэтому главы регионов или мэры городов обычно также являются ключевыми фигурами для бизнеса, иногда даже в большей степени, нежели представители федеральных органов власти.

Но это только часть препятствий – часто сами компании, по мнению авторов, совершают схожие ошибки в выборе региона или поисках партнеров по бизнесу, в найме местных менеджеров и подборе персонала, в разработке эффективной системы управления. Например, одни компании выбирают организационную структуру, крайне неудобную для развивающихся рынков, но еще больше компаний вредят своему бизнесу, постоянно преобразовывая собственную структуру, а некоторые фирмы в условиях развивающегося рынка проходят через полный цикл реструктуризации. “Частая смена организационной структуры, – делают вывод авторы, – одна из основных причин нехватки времени для региональных управляющих”.

Еще одна трудность на новых рынках – поиск местных менеджеров. Пасек и Торнайли советуют не только полагаться на кадровые агентства, но и активно сотрудничать с высшими учебными заведениями. Компании все чаще обнаруживают, что атака в борьбе за менеджеров может последовать с неожиданной стороны. В таких условиях приходится формировать новые стратегии для удержания сотрудников. В частности, представители ведущих многонациональных компаний сообщили исследователям, “что местные менеджеры, которых они стараются удержать у себя, зачастую получают гораздо больше и пользуются большим количеством благ по сравнению с менеджерами того же звена в развивающихся странах”. Вот к этим благам, куда входят займы для покупки жилья, доля во владении акциями и другие стимулы, стремятся также иностранные менеджеры. В этом, наверное, один из секретов делового мира России.