Перетянули гайки


“Если мы ничего не сделаем, через 10 лет мы, конечно, останемся ведущим региональным финансовым центром, но перестанем быть финансовой столицей мира”, – говорится в заявлении мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга и сенатора от штата Нью-Йорк Чака Шумера.

Финансисты действительно покидают Уолл-стрит и перебираются в лондонский Сити, где работы у них все больше. По данным консалтинговой компании McKinsey, в 2003–2005 гг. занятость в финансовом секторе Нью-Йорка сократилась на 0,7% до 328 000 человек, а в Лондоне выросла на 4,3% до 318 000. Вчера Блумберг и Шумер представили доклад, подготовленный McKinsey для мэрии Нью-Йорка, каждый девятый житель которого работает в финансовом секторе. Доклад основан на интервью с руководителями более 50 компаний и исследовании среди более чем 300 топ-менеджеров и бизнесменов. Статус мирового финансового центра, по мнению респондентов, определяется тремя основными факторами: наличием квалифицированного персонала, качеством правовой системы и системы регулирования.

Последняя представляет собой “заросли из сложных правил, а не стройную систему всем понятных принципов, как в Великобритании и других странах”, говорится в докладе. В США за разными сегментами рынка следят разные регуляторы, а финансисты предпочитают иметь дело с единым регулятором, таким как британское Управление финансовых услуг (FSA). Правоприменительную практику в США опрошенные считают “карательной и излишне публичной”. Последней каплей стал принятый в 2002 г. закон Сарбейнса – Оксли, ужесточивший требования к отчетности и внутреннему контролю в публичных компаниях.

“В Великобритании система регулирования проще и понятнее, регулятор более дружелюбный, – говорит Хлодвиг Ройтер, член правления Dresdner Kleinwort и совета директоров “Дрезднер Банка”. – Закон Сарбейнса – Оксли сильно осложнил компаниям жизнь, и российские компании теперь на Нью-Йорк практически и не смотрят. Размещать там сегодня акции имеет смысл разве что какой-нибудь технологической компании на NASDAQ”. Именно так поступила летом 2006 г. “CTC Media” (телеканалы СТС и “Домашний”). “Американским инвесторам, торгующим на NASDAQ, проще объяснить бизнес этой компании, – говорит Райр Симонян, председатель правления “Морган Стэнли Банк”, организатора IPO “CTC Media”. – Остальные российские компании выбирают Лондон”. В прошлом году “Татнефть”, которая первой из российских компаний в 1996 г. разместила ADR, вывела их из листинга Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) и перевела ADR-программу в Лондон.

По данным Thomson Financial, в 2006 г. NYSE впервые уступила звание лидера по объему IPO Лондонской и Гонконгской фондовым биржам. В Лондоне компании привлекли $51,2 млрд, чему в значительной степени поспособствовали российские компании, а в Гонконге, где компании материкового Китая размещают большую часть акций, – $41,2 млрд. Объем IPO на NYSE составил $29,2 млрд.

Чтобы вернуть интерес к Нью-Йорку, авторы доклада предлагают Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) дать компаниям более четкие указания относительно исполнения закона Сарбейнса – Оксли и освободить иностранные компании от некоторых предусмотренных им требований. Кроме того, считают авторы, требуется реформа законодательства об ответственности за нарушение законов о ценных бумагах: необходимо осложнить подачу необоснованных коллективных исков против финансовых компаний, ограничить размер штрафов, стимулировать разрешение споров в арбитраже. Доклад также предлагает SEC разрешить компаниям, акции которых торгуются в США, предоставлять отчетность по международным стандартам (МСФО), а не только по US GAAP, а также всячески способствовать переходу на единые стандарты. Последнее предложение содержалось и в докладе шести ведущих аудиторских фирм мира, представленном в конце 2006 г.

Еще одна проблема Нью-Йорка – жесткие иммиграционные правила в США. Доклад предлагает смягчить правила въезда для квалифицированных сотрудников из других стран. Однако работающий в Москве инвестбанкир говорит, что жесткие нормы в этой области даже помогают в его деле: “Получение американской визы для нас как лакмусовая бумажка. Раз власти США его не пустили в страну, то, по их представлениям, с ним не все чисто. У нас были случаи, когда приходилось убеждать компании поменять топ-менеджера, если он не мог въехать в США на road show”.

Москве, чтобы потягаться с Лондоном и Нью-Йорком, пока не хватает прежде всего капитала, говорит Симонян. По мере развития рынка и регулирующей системы она станет международным финансовым центром. Ключевую роль здесь должно сыграть введение российских депозитарных расписок, уверен Симонян, тогда иностранные инвесторы смогут покупать российские акции не в Лондоне или Нью-Йорке, а в Москве.