Нежданный друг


Проди приехал в Сочи по приглашению Путина после своего визита в Турцию. После переговоров Путин рассказал, что в марте в Риме пройдут российско-итальянские консультации на высшем уровне, обсуждению которых лидеры и посвятили основную часть встречи. Они порадовались за успешное развитие экономических отношений. По словам Путина, в 2006 г. объем взаимной торговли вырос на 28%.

Проди вспомнил о крупных совместных проектах, в частности об участии итальянских компаний в производстве и распределении электроэнергии на российском рынке. По словам источника в Кремле, речь идет о возможной покупке итальянской Enel российских оптово-генерирующих компаний за $4 млрд.

Итальянский журналист неожиданно спросил Путина о его отношении к критике Кремля на Западе. “Есть такое расхожее выражение, что монополизм всегда плох, – начал издалека Путин. – Но в одном случае он хорош – когда монополия своя”. По словам Путина, после крушения биполярного мира “у кого-то возникло мнение <...> что все проблемы можно решать из одного центра”. А в это время, отметил Путин, экономические, военно-политические возможности России растут, хотя ее “списали со счетов”. В качестве примера президент привел конкурентоспособную отечественную продукцию, которая появляется на международных рынках. “Но кому охота двигаться и пускать конкурентов, даже если это движение малозаметно, – говорил Путин. – Нет желания учитывать законные интересы России, а есть желание поставить на то место, которое ей кто-то наметил”. Путин заявил, что “Россия сама определит свое место в мире” и будет стремиться к биполярному миру.

Монолог Путина не оставил равнодушным обычно спокойного Проди и тот попросил сказать несколько слов в конце пресс-конференции. “Я принимаю во внимание новую Россию и попытаюсь сделать все, чтобы у нее были возможности проявить себя”.

По словам представителя пресс-службы Проди Мануэлы Бруни, на переговорах не планировалось подписывать какие-либо соглашения, а основное внимание уделялось вопросам энергетической безопасности, а также международным проблемам, таким как Ирак, Афганистан (где у Италии есть войска) и ситуация на Ближнем Востоке. “Отношения с Италией стоят особняком по отношению к связям России с другими странами ЕС”, – говорит руководитель Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. По его мнению, для российско-итальянских отношений характерен стабильный рост, в то время как “связи с многими другими крупными странами ЕС, такими как Германия, характеризуются периодами подъемов и спадов”.