Власть и деньги – регионам


Завтра комиссия по социально-экономическому развитию ЮФО во главе с Козаком обсудит, как поднять качество работы федеральных органов власти в регионах. Изучив их деятельность, группа замминистра экономразвития Андрея Шаронова пришла к неутешительному выводу: штат федеральных чиновников на местах разбухает, только за 2005 г. он вырос в стране почти на треть. В ЮФО сегодня числится 258 000 федеральных госслужащих, причем на одного сотрудника региональных органов приходится семь представителей центра. Платят им в 1,5 раза меньше, чем регионалам, поэтому лучшие специалисты не задерживаются, отмечается в заключении группы для комиссии Козака.

Зачастую функции у федеральных органов в регионах пересекаются с функциями органов местной власти, но координация между ними хромает. Местным властям запрещено регулировать тарифы и распоряжаться земельными участками без согласования с федеральными структурами. “Полномочий у них в разы больше, чем у регионалов, но ответственности за социально-экономическое положение региона они не несут”, – говорит Шаронов.

Чтобы развязать клубок проблем, предлагается передать полномочия федеральных терорганов в компетенцию органов власти субъектов Федерации. По инициативе Козака с этого года на уровень регионов перешли 13 полномочий. Среди них – защита лесов и лесопользование, охрана и использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов, социальная поддержка ряда категорий граждан, госэкспертиза местных проектов. В результате передачи полномочий фонд компенсаций, из которого федеральный бюджет переводит субвенции, вырос в 2007 г. вдвое – до 153 млрд руб.

По словам источника в комиссии Козака, на этот раз задумано делегировать вниз девять полномочий, включая контроль и надзор в сфере образования и образовательных стандартов, экологический контроль и технологический надзор, права собственности в федеральных унитарных предприятиях и госучреждениях, надзор в сфере охраны труда. “Мы лишь закрепим реальное положение, когда федералы де-юре подчиняются Москве, а фактически во всем зависят от губернатора”, – говорит чиновник.

Но передача полномочий не должна быть автоматической, считает группа Шаронова. Предлагается поручить Минэкономразвития и Минфину внести до 1 июля в правительство перечень показателей, позволяющих оценить влияние территориальных органов и каждого служащего на социально-экономическое развитие региона. Местные чиновники часто доказывают, что федералы работают хуже, но свою эффективность подтвердить тоже ничем не могут, замечает Шаронов. До 1 апреля Минрегион должен внести поправки в законодательство, в которых будут прописаны порядок и объемы финансирования передаваемых полномочий. Они не должны быть меньше текущих расходов на эти же полномочия федеральных терорганов. Последние по предложению губернатора могут быть реорганизованы и ликвидированы, но это не коснется терорганов Росфиннадзора, ФАС, ФТС и Росстата.

Часто полномочия для решения региональных проблем находятся у федеральных чиновников, которые местным властям не подчиняются, а перед федеральными структурами ответственности по факту не несут из-за того, что проблемы-то сугубо местные, рассказывает президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Он уверен, что делегирование полномочий упростит схему госуправления в регионах, сделает ее логичнее и эффективнее. Козак уже задумал ввести показатели эффективности работы губернатора, напоминает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. С помощью критериев оценки регионального органа власти центр сможет лучше контролировать динамику развития регионов, полагает он. Передача части полномочий не отменяет необходимости более слаженной координации деятельности федеральных и территориальных органов, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров: “Умный губернатор формирует расширенное правительство, в котором руководители федеральных терорганов наравне с местными администрациями решают проблемы региона”.