Время собирать чеки


Россияне не согласны с официальной статистикой роста цен. По данным Росстата, инфляция в 2006 г. составила 9%. А в свежем опросе “Левада-центра” почти половина респондентов ответили, что цены в 2006 г. для них выросли на 20% и более, и только шестая часть опрошенных – что все подорожало на 10% и меньше.

“Статистикам нигде в мире не верят”, – не расстраивается руководитель Росстата Владимир Соколин.

Недоверие граждан побудило министерство национальной статистики Великобритании разместить на сайте персональный инфляционный калькулятор. В нем используются те же компоненты, что в индексе потребительских цен. Желающий посчитать собственную инфляцию может ввести данные о своих расходах: месячных – на еду, бензин и проч., годовых – на коммунальные услуги, выплаты по ипотеке и т. д., за три года – на мебель, бытовую технику и др., а также данные о месте жительства.

“Это интересный опыт, мы его тоже через какое-то время сможем реализовать”, – обещает Соколин и объясняет, что немало времени займет разработка методологии, британцам понадобилось для этого полтора года.

Корзина у индивидуального счетчика будет та же, что и для расчета общего индекса, продолжает руководитель Росстата: структура среднестатистической корзины на 42,7% состоит из расходов на еду, на треть – на непродовольственные товары, остальное – на оплату услуг. Отслеживать собственную инфляцию нужно будет по конкретным товарам, рассказывает Соколин: “Надо будет смотреть, насколько подорожал не просто майонез, а майонез Calve легкий, и не просто маршрутка, а маршрутка из пункта А в пункт Б”. Россиянам, уверен он, в отличие от тех же британцев, будет сложнее: “Они не помнят своих расходов и не следят за ними”.

К тому же люди склонны занижать свои расходы на некоторые товары, например на табак и алкоголь, сетует Соколин, а одинокие мужчины в графе “прочее” всегда пишут ноль.

Сам Росстат не будет использовать счетчик в статистических целях, а россиян он, возможно, научит считать деньги, заключает он.

Методологические сложности будут, полагает и начальник исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева: “Один раз можно купить “туфли женские кожаные” за 450 руб. и эту сумму указать в калькуляторе, а в другой раз – за 16 000 руб. – это же не будет инфляцией”. К тому же спрос на такой калькулятор будет прежде всего со стороны людей с достаточно высокими доходами, уверена Цепляева, а они для Росстата – самая непознанная аудитория. Например, в корзине есть строчка “пальто отечественные”. “Часто ли средний класс их покупает?” – задается вопросом экономист.

Но технически калькулятор сделать возможно, уверена она.

Главная проблема пользователей калькулятора будет в том, чтобы вспомнить, куда они дели деньги: наши люди расходы не записывают, убежден начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев, а это сразу скажется на результатах.

На сайте британского министерства статистики специально сказано: “Помните: показания калькулятора будут тем более точными, чем более точные данные о своих расходах вы введете”.

На Западе у людей есть привычка к учету расходов, соглашается Цепляева. Например, в Скандинавии граждане коллекционируют чеки за транспорт, потому что потом они могут получить налоговый вычет.

У нас калькулятор будет популярен прежде всего среди оппозиционно настроенных граждан, для которых жизнь невыносима, иронизирует Кащеев.

Индивидуальный счетчик инфляции – очень полезная вещь для экономического образования населения, возражает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. “Сейчас они сначала наберут кредитов, а потом удивляются, какие проценты приходится платить, а тут им будет сначала любопытно, а потом они тоже начнут собирать чеки”, – полагает он и заключает, что это станет первым шагом к нормальной организации личных финансов.

Инфляция важна не сама по себе, а для расчета сбережений и инвестиций, замечает старший экономист IMSG Александр Уточкин. Для него лично как для потребителя гораздо полезнее были бы расчеты инфляции, произведенные независимым агентством, причем инфляции, характерной для среднего класса.