Чаевые для художника


Именно это – обилие любопытных фактов, заимствованных из самых свежих источников – новостных лент информагентств и крупных англоязычных газет за два последних года, американского журнала Wired, новейших исследований специалистов по экономике культуры (одной из самых молодых областей науки, существующей меньше полувека), – и кажется безусловным и главным достоинством книги.

Долгин вовлекает в русло своих размышлений то, что, казалось бы, рассыпано под ногами, но заняться систематическим исследованием этой “экономики повседневности” до сих пор никому не приходило в голову – может быть, оттого, что автор смотрит на нее взглядом не столько экономиста, сколько потребителя. Почему диски 70-х, на которых записан шум дождя в тропическом лесу, стоят столько же, сколько альбомы The Beatles и современные хиты? Существуют ли способы преодоления “однородности цен”? Как зрителям не надоедает видеть лица все тех же актеров, все тех же звезд? Отчего билетная спекуляция так живуча, причем не только в России, но и в США? В каких условиях художнику комфортней – под покровительством патрона или государства? На каждый из этих вопросов у Долгина есть свой, вполне убедительный ответ. И все же амбиции его простираются значительно дальше простых объяснений того, как работают механизмы индустрии моды и культуры.

Зерно этого 600-страничного труда – в разделе, посвященном культурной бирже, главному изобретению автора. Суть его – в создании нового института, рекомендательного сервиса, который поможет пользователю выбрать “свой” фильм, книгу, диск, не тратясь на пустые просмотры и прослушивания. Рекомендации будут выдаваться за плату (что и обеспечит работу сервиса). А если клиент останется доволен полученной информацией, рекомендованный фильм или книга ему понравится, он сможет сделать “постфактумный платеж” и тем самым отблагодарить режиссера, актера, музыканта за полученное удовольствие. Вот так деньги и послужат культуре. Не правда ли, просто? Дело за малым – приучить нашего зрителя, до сих пор с удовольствием покупающего на Горбушке пиратские диски, платить дважды. А перед этим еще и научиться выдавать ему безошибочные рекомендации – и не в выборе машины или плитки для ванной, а в области изменчивой и зыбкой.

Что тут сложнее – приучить или научиться, неизвестно. Как сообщается в книге, на сайте imhoclub.ru уже открыта опытная площадка. Тех, кто не поленится и расставит галочки своих книжных предпочтений, наверняка ожидает сюрприз – мне, например, система порекомендовала познакомиться с “Собачьим сердцем” Булгакова и романом Маркеса “Сто лет одиночества”. Опоздав с советом лет на 20, зато пока совершенно бесплатно...

Авторитетный экономист Александр Аузан в предисловии к монографии сравнил “Экономику символического обмена” с “Капиталом” Маркса. Аузану видней. Тем более что других публичных откликов специалистов на книгу пока не последовало. Вероятней всего потому, что эта книга рассчитана вовсе не на специалистов – по крайней мере сам автор отмечает, что адресует свой труд “самому широкому кругу читателей”.

Широкий круг читателей этот том вряд ли осилит – увязнет в плотных потоках “умышленного”, как сказал бы Достоевский, перегруженного терминологией языка, не пробьется сквозь густой лес “личностных трат”, “реципрокности”, “репутации брендовых репутаций” и “обременения”. Важно, чтобы в этом лесу не затерялся и читатель думающий, открытый новому, готовый разглядеть сквозь косность формы свежесть мысли автора, который – кто знает? – возможно, предсказывает наше ближайшее будущее. Это, кстати, удавалось не только проницательным аналитикам, но и писателям-фантастам.

Ну а того, кто все же доберется до финала, настигнет самое трогательное. На последней странице всем, кому книга понравилась, предлагается перечислить на счет фонда “Прагматики культуры”, который возглавляет Александр Долгин, сумму от 10 до 50 руб. Можно и больше, но тогда все, что превысит отметку 50, пойдет в пользу автора. Тем же, кому книга не понравилась, обещано возместить от 10 до 50 руб. – “в зависимости от вашего неудовольствия”. Голодным студентам вряд ли стоит беспокоиться – их наверняка проэкзаменуют на знакомство с источником.