КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: В шоколаде


Поход в какие-нибудь необязательные гости или желание отблагодарить за определенные услуги требует соответствующего презента. Один из популярных вариантов – коробка вкусных конфет: большая, красиво оформленная, дорогая. Большую часть этого подарочного сегмента занимает марка “А. Коркунов”. Сейчас даже не верится, насколько молода эта марка.

Основатель фабрики Андрей Коркунов, торговавший дорогими импортными конфетами, начал строить в подмосковном Одинцове кондитерскую фабрику в 1997 г. В 1998 г. случился кризис, но строительство фабрики продолжалось, и уже в 1999 г. появилась первая коробка премиальных конфет “А. Коркунов”. Шаг был ювелирно точен – после “черного августа” наш рынок покинули многие иностранцы. Те, кто остался, сосредоточились на недорогих конфетах и шоколаде, высшая ниша освободилась. Там и поселился “А. Коркунов”. Вместе с ростом сегмента развивался и его крупнейший игрок. Сейчас оборот компании превышает $100 млн, объем производства – 12 000 т в год. Продукция занимает 16% российского рынка упакованных конфет в денежном выражении.

Но в последнее время рынок начал меняться вслед за страной и потребителями. Премиум-сегмент кое к чему обязывает производителя. Не знаю, как вам, а мне сложно представить себе другой премиальный продукт, который продается практически в любом ларьке, на любом рынке в Москве. Но охват страны неоднороден – хромает дистрибуция.

А тут и крупняк – Nestle, Cadbury, “Объединенные кондитеры” – заинтересовался растущим сегментом рынка. И “А. Коркунов”, рекламные затраты которого исчисляются за всю историю существования единицами миллионов долларов, вряд ли что-то смог бы им противопоставить – все свободные деньги шли на развитие производства.

Ранее хозяин фабрики из всех форм продажи бизнеса говорил сугубо про IPO (да и то только тогда, когда оборот Одинцовской превысит $300 млн). Но, видимо, глядя на рынок, передумал.

Два дня назад крупнейший мировой производитель жевательной резинки и леденцов – компания Wrigley объявила, что заплатит $300 млн за 80% акций “А. Коркунова”. Монстр с оборотом $4,16 млрд и мощной системой дистрибуции по России вполне в состоянии помочь конфетам Коркунова дойти до каждой российской семьи.

Сделка в своем роде уникальная – за долю рынка, известность, качество покупатель отдал 21 чистую прибыль компании, или 12,5 EBITDA, или 3,7 годовых оборотов.

Из российских производителей продуктов питания подобное до сих пор удалось, пожалуй, только другому харизматику – Олег Тиньков продал свой пивзавод с годовым оборотом менее чем в $50 млн, долей рынка 1% и долгом в $100 млн компании InBew за $200 млн.

Новые хозяева планируют сохранить менеджмент, позиционирование бренда “Коркунов” и систему дистрибуции. Андрей Коркунов останется во главе построенной компании. А мы, собираясь в необязательные гости, уже знаем, что покупать.