СЧЕТЫ С ИСТОРИЕЙ: Знамение дня


День похорон Гранта Динка – 23 января 2007 г. может, а при должном отношении к произошедшему со стороны турецких и армянских властей и должен стать переломным моментом во взаимоотношениях турецкого и армянского народов.

Честно признаться, армяне мира, и в особенности мы, армяне Армении, никак не ожидали такого искреннего проявления солидарности с идеями и образом истинного гражданина Турции, которую продемонстрировали сотни тысяч представителей турецкого Стамбула. Гражданский порыв этих людей, их дружное шествие под лозунгами “Мы – армяне” и “Мы все – Гранты Динки” не оставляет сомнений в том, что коренная трансформация мировоззрения в сегодняшней Турции действительно произошла, что турецкая гражданская элита, к числу достойнейших представителей которой и относился армянин Грант Динк, действительно готова возглавить решительное шествие турецкого народа к общечеловеческим ценностям, к европейским стандартам мышления и жизни.

По существу, Грант Динк и являл собой прообраз будущего гражданина Турции – европейской Турции, в которой должны уважаться права и свободы граждан и которая должна – сколь бы ни было это прискорбно для некоторых политиков – самоочиститься, признать исторические грехи и принять правила цивилизованного государственного поведения внутри и вне страны. Если турецкое государство действительно намерено стать цивилизационным мостом между Западом и Востоком, о чем не раз заявляли сегодняшние турецкие руководители и к чему подталкивает их, конечно, исключительно выгодное географическое положение, то коренные, фундаментальные реформы в области прав человека и гражданских свобод неминуемы, а теперь – после убийства Гранта Динка – и вовсе обязательны и безальтернативны.

Первым шагом могла бы стать отмена печально известной 301-й статьи Уголовного кодекса Турции, которая предусматривает наказания за “оскорбление турецкой нации”. Напомню, что именно по этой статье обвинялись и покойный Грант Динк, и писательница Элиф Шафак, и лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук.

Почему эта статья не была отменена до сих пор? Может быть, руководящей элите Турции не хватало осознания того, что позиция Памука, Шафак и Динка на самом деле пользуется широкой поддержкой общества. Стамбульцы красноречиво продемонстрировали такую поддержку 23 января 2007 г. Очень хочется верить, что Турция когда-нибудь получит правительство, достойное людей, которые вышли на улицы Стамбула в этот день.

Ну а что же мы, армяне? Нам придется признать, что образ турка-врага, долгое время культивируемый среди армян и основанный на реальных чувствах пережившего геноцид и разбросанного по всему миру народа, уже не соответствует исторической действительности. Признать, что нынешнее поколение граждан Турецкой Республики имеет мало общего с осуществившими геноцид в начале прошлого века османами и младотурками и что продолжать национальную вражду абсолютно бессмысленно с точки зрения исторической перспективы, а государственные интересы как Армении, так и Турции лежат в плоскости установления стабильного и прочного мира в регионе – мира, так долго ожидаемого, мира, символическими гарантами которого могли бы стать христиане-армяне и мусульмане-турки.

Мы привыкли считать, что главным препятствием на пути к миру и стабильности в регионе является Турция, не желающая установления дипломатических отношений с Арменией. В то же самое время нам, наверное, стоит понять, что армянскому государству необходимо четко зафиксировать свои конечные требования к Турции в случае принятия последней факта геноцида, а не ограничиваться туманными намеками на то, что это, мол, предмет дальнейших дискуссий. Соседнее государство имеет право знать, на что претендует сосед. Моя позиция в том, что резиденты Армении должны иметь право беспрепятственного, неограниченного и беспошлинного пользования турецкими транспортными коммуникациями (включая порты). При этом армянскому государству стоит прямо и недвусмысленно заявить об отсутствии территориальных претензий к Турции.

Выдающийся гражданин мира Грант Динк искренне желал не только видеть страну, в которой он родился, цивилизованным европейским государством, но и лелеял мечту о добром соседстве своей фактической родины – Турции с родиной исторической – Арменией. Как никто другой, он всей своей жизнью и смертью приблизил достижение этих двух заветных целей. Долг турецких и армянских политиков – быть на этой высоте и подхватить знамя мира из его рук.

Я призываю правительства и народы Турции и Армении – совместным актом – обратиться в Нобелевский фонд с предложением для данного случая отменить запрет на посмертное выдвижение и представить этого выдающегося человека к Нобелевской премии мира, ибо он, как никто другой, приблизил этот мир.