Голые, с историей и без


Чтобы превратить квартиру со свободной планировкой в полноценный лофт, первым делом избавляются от перекрытий и снимают со стен штукатурку. Обнаженная кирпичная кладка обычно не нравится консерваторам, зато вдохновляет творческих людей. Архитектор Светлана Литвин говорит, что в основном предпочитают оштукатуренные ровные стены, белые потолки: «Заказчица моего последнего интерьера оказалась смелой дамой, ведь далеко не каждая способна жить в квартире с необработанными стенами. Но она много лет прожила в лофте в Нью-Йорке, и ностальгия по тем стенам осталась».

Голым кирпичным стенам нужен размах, они плохо смотрятся в маленьких комнатах, визуально уменьшая пространство, но замечательно подходят для помещений с высокими потолками и большими окнами. Александр Илюхин из агентства недвижимости «Новое качество» считает, что тот, кто селится в лофте, «чувствует себя скорее не владельцем квартиры, а по меньшей мере домовладельцем». Архитектор Юрий Григорян и вовсе убежден, что настоящих лофтов в Москве нет: «Лофт – это искусство оставлять после себя следы, обживать пространство огромных заводских цехов, принося в них любимые вещи. А большинство владельцев недвижимости поручают оформление жилья посредникам – декораторам, дизайнерам, тем самым обезличивают интерьер». Психолог из Института групповой и семейной психологии Ирина Баранова связывает намерение человека избавить стены от внешних покрытий с желанием освободиться от стереотипов и правил, навязываемых социумом: «Неоштукатуренные стены – это замечательное пространство для творчества. Ощущение некоторой недоделанности вызывает желание действовать».

В первых жилых помещениях с неоштукатуренными стенами – нью-йоркских лофтах 1950-х – кирпичная кладка была с историей: американская богема селилась в заброшенных заводах Манхэттена, построенных еще в XIX веке. Создатели современного интерьера становятся археологами, перестраивая старые дома. Архитекторы Михаил Соловьев-Петко и Ольга Мотина уверены, что, обнажая стены, они приближаются к подлинной истории: «Мы стремимся очистить историческую фактуру стен от поздних напластований. В проектах, которые мы осуществляем в историческом центре Петербурга, всегда стараемся сохранить прекрасную фактуру старых кирпичных стен, хотя это трудоемкий и длительный процесс. Стены за последние сто лет могли не раз перестраиваться, старые дверные проемы закладывались кирпичом».

«И все же неоштукатуренная старинная кирпичная стена – самый простой и дешевый способ создания подлинной атмосферы лофта», – настаивает Светлана Литвин. В доме в Молочном переулке, спроектированном Юрием Григоряном, кирпичная кладка превратилась в один из ключевых элементов внутреннего дизайна. «На мой взгляд, кирпич – оптимальный строительный материал для новых зданий в центре старого города. В отличие от бетонных стен, которые «не дышат», кирпич, особенно глиняный, паро-проницаем», – поясняет Григорян. В интерьере с кирпичной кладкой может быть использована любая мебель – от модерна до хай-тек. Антикварные предметы, по убеждению архитектора Михаила Соловьева-Петко, благодаря «брутальной фактуре кирпичных стен прозвучат особенно изящно и нежно».

В новых домах эффект старых стен имитируют с помощью тонкого облицовочного кирпича, по-скольку не всегда современная кладка выглядит привлекательно. При строительстве фальшивых декоративных стен, пространство уменьшается не только зрительно, но и физически: у стены появляется еще один, достаточно толстый слой. «Очень сложно подобрать оттенок отделочного кирпича так, чтобы стена выглядела правдоподобно. Обычно мы красим кирпич, искусственно старим его, – объясняет Михаил Соловьев-Петко. – Наш последний проект мы реализовали в новом доме на границе центра города и новостроек.

Из окна квартиры были видны фабричные трубы. Мы решили, что кирпичные стены здесь будут очень кстати. Так оно и вышло».