Книга на выходные


Амос Оз «Повесть о любви и тьме». Роман/Пер. с ивр. В. Радуцкого. – СПб.: Амфора, 2007

В своем последнем романе – автобиографии «Повесть о любви и тьме» – израильский писатель Амос Оз рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни государства Израиль. Он старше своей страны всего на 8 лет, так что они одного поколения и к тому же почти родственники: родной дядя Амоса Оза лингвист Иосиф Клаузнер был одним из создателей иврита. Неудивительно, что все главные события в истории страны происходили рядом с Озом, буквально на соседних улицах. Любя Израиль самой непритворной любовью, он, однако, не впадает в слепое поклонение, избегает панегирического тона и никогда не теряет самоиронии. «Покупая арабский сыр, не предаешь ли ты в какой-то мере сионизм? Где-то там, в кибуце или мошаве, в Израильской долине или в горах Галилеи, сидит девушка, одна из тех самых пионеров-первопроходцев, которые так тяжко работают, и, быть может, со слезами на глазах приготовила и упаковала для нас этот еврейский сыр – как же сможем мы повернуться к ней спиной и купить не наш сыр? Разве не дрогнет рука? С другой стороны <…> разве арабский феллах, этот скромный, простой труженик полей, чья чистая душа не отравлена пока миазмами большого города, разве этот феллах не смуглый брат простого и благородного мужика из рассказов Толстого?»

Книга Оза – это история Израиля по-домашнему, образец патриотизма с широко открытыми глазами. И просто монолог остроумного человека.

Гарольд Шехтер «Маска Красной смерти. Мистерия в духе Эдгара По». Роман/Пер. с англ. Ю. Балаян. – СПб.: Амфора, 2007

Некий негодяй убил десятилетнюю девочку. Или мерзавцев было несколько? Мало того, девочку еще и скальпировали, да так жестоко, что даже оторвали ей уши. Весь Нью-Йорк взбудоражен ужасным происшествием, к тому же это второе подобное злодеяние за неделю. А поскольку на дворе стоит 1845 год и Интернет еще не придумали, то обсуждают его в основном на рынках. И все винят злодеев-краснокожих. Тем более что в цирке мистера Ф.Т. Барнума, гордо именуемом «Американский музей», есть несколько индейцев-кроу. Вот эти дикари наверняка и убили обеих девочек, снятые скальпы прямо на них указывают… Один только Эдгар По сомневается, он-то знает: «Индейцы Великих Равнин, включая кроу, снимают относительно небольшой участок кожи, диаметром в три-четыре дюйма». После этой кошмарной процедуры жертва обычно выживает, потому что цель индейцев Равнин не убить врага, а унизить, поставить клеймо. И значит, убийцами девочек никак не могли быть индейцы из цирка. Последнее время детективные романы, где следствие ведут исторические личности, появляются все чаще (например, Лонгфелло из «Дантова клуба» Мэтью Перла). Можно сказать, следствие ведут все. Но у не всех это получается удачно и органично. У Эдгара По, а точнее, у назначившего его сыщиком писателя Шехтера получилось отлично.