Когда продавать акции


Трейдер (или спекулянт) и инвестор – два принципиально разных типа участников рынка акций, считает Стив Андертон, основатель британской фирмы Tactical Trader. “Если вы решили стать трейдером, забудьте основное правило, которым руководствовались, будучи инвестором, – “купил и держи”, – объяснял Андертон посетителям семинара на Всемирном денежном шоу в Лондоне. – Покупая акцию, спекулянт всегда должен знать, когда ее продаст”.

Но принять решение о продаже акций порой бывает нелегко. Люди зачастую не хотят признавать ошибки и не продают бумаги, даже если те дешевеют: они надеются, что рынок развернется и цена пойдет вверх. Не менее трудно бывает расстаться и с растущими в цене акциями: кажется, что они будут и дальше дорожать, и человек порой не может заставить себя отказаться от дополнительного дохода. “Решение продать – самое важное решение, которое вы принимаете, инвестируя в акции, – говорит Барри Джеймс, президент американской James Advantage Funds. – На определенном интервале времени вы можете переиграть рынок, даже если не дисциплинированы в покупках, но дисциплинированы в продажах”.

Плохие показатели – повод для продажи

Хорошим поводом заставить себя продать акции может быть сообщение о резком ухудшение финансовых показателей компании, потому что оно может оказаться не последним, считает Дэвид Ковач, старший управляющий портфелем Turner Investment Partners. “Лучше расстаться с акциями этой компании и переключиться на какую-нибудь другую, чем сохранить их и смотреть, как они падают все ниже и ниже”, – говорит он. В 2004 г. акции интернет-аукциона eBay (Turner Investment держала их в своем портфеле) выросли с $32 до $58. Но в январе 2005 г. после публикации компанией слабого прогноза финансовых результатов ее акции всего за неделю подешевели до $40. В этот момент Ковач их продал. Хотя он потерял часть дохода, ему удалось сохранить другую часть: за последующие три месяца цена акции eBay снизилась почти до $30.

А вот другой пример. В конце марта 2005 г. ведущий российский сотовый оператор МТС обнародовал итоги IV квартала 2004 г.: ради сохранения лидерства по числу абонентов компании пришлось пожертвовать выручкой (-0,6% по сравнению с III кварталом) и чистой прибылью (-38%). ADR компании стали дешеветь не сразу, но в апреле – мае цена снизилась с $37,5 до почти $31. В дальнейшем МТС разочаровывала инвесторов несколько кварталов подряд: попытки любой ценой увеличить абонентскую базу вели к падению доходов с абонента и других показателей. И хотя были периоды, когда цены ADR росли, публикация квартальных показателей каждый раз провоцировала их очередное падение: на 4,5% после объявления в июле, на 8,5% – в ноябре 2005 г., на 6,2% – в марте 2006 г. В конце июня 2006 г. ADR стоили $26,2. Лишь после этого МТС удалось переломить ситуацию, и к концу 2006 г. котировки поднялись до $50 (см. график).

“Когда выходит первая порция плохих новостей, не сидите сложа руки”, – говорит Дэниел Морган, управляющий портфелем Synovus Investment Advisors. В особенности такая рекомендация может относиться к небольшим, быстро развивающимся компаниям, акции которых нередко поднимаются на ожиданиях будущего роста. Морган, однако, предупреждает: продавать акции стоит, если только новости отражают фундаментальные перемены к худшему в бизнесе компании. По его мнению, не стоит принимать решение на основании рассуждений телевизионных комментаторов.

Выбрать цель

Покупая акции какой-либо компании, эксперты рекомендуют выбрать целевую цену, по достижении которой бумаги нужно продать. Эти ценовые ориентиры для тех или иных компаний указывают аналитики многих банков и брокерских компаний в своих отчетах. Их печатают в деловых газетах и журналах (например, по понедельникам в разделе “Финансы”, а также в рубрике “Фондовый флюгер” в “Ведомостях”). Инвестор и сам может определить для себя ту цену, по которой он будет готов продать акции.

Покупая акции, управляющие Needham Growth Fund определяют целевую цену, основываясь на прогнозах прибыли и возможности компании развивать бизнес. В конце 2002 г. Seagate Technology, разрабатывающая технологии хранения информации, провела первичное размещение акций и фонд купил их за $12, рассказывает один из управляющих портфелем Винс Галлахер. Целевую цену управляющие установили в $25 – на этом уровне, считали они, отношение капитализации к прогнозируемой прибыли (так называемый коэффициент P/E) будет уже весьма высоким. Когда в конце 2003 г. цена достигла $25, фонд продал часть акций Seagate (см. график).

Лучше бы продали все, оглядываясь назад, говорит Галлахер: вскоре акции начали падать. “Если акция растет, вы можете просто увлечься ею. Мы получили урок: покупая акцию, нужно выбрать ценовой ориентир и по его достижении обязательно продать бумагу”, – считаетт Галлахер. Правда, добавляет он, эту “цель” в некоторых случаях можно и пересмотреть – например, когда компания резко увеличивает прибыль или продажи.

Выбрав целевую цену, частный инвестор может ввести приказ продать акцию при достижении этой цены (так называемый take profit) в торговую систему, которой он пользуется. Такая услуга доступна в торговых системах, например QUIK и NetInvestor, с помощью которых российские брокерские компании предоставляют частным инвесторам услуги интернет-трейдинга. Система выполнит приказ автоматически.

“Клиент может выставить в торговой системе, например QUIK и NetInvestor, заявку типа take profit или stop loss, задав любой срок ее действия, скажем два или три месяца. Заявка будет висеть в системе и ждать достижения указанной цены”, – объясняет начальник отдела клиентского сопровождения управления торговых операций Русского банка развития Юрий Седых.

Ограничить убытки

Есть и другие способы установить уровень цен для продажи акций, но определиться с ним нужно при их покупке и жестко следовать принятому решению, считает Андертон из Tactical Trader. “Никакой эмоциональной привязанности. Если купили акцию в расчете на рост, а она начала падать, ее нужно сразу же продать”, – говорит он. Существует технический способ минимизировать возможные потери от владения акциями – установить так называемые стоп-лоссы. Трейдер выставляет приказ на продажу акций на уровне, который ниже текущей рыночной цены на определенное количество процентов. При изменении цены автоматически меняется и уровень стоп-лосса, при этом процентная разница между ними всегда сохраняется. Таким образом, трейдер всегда знает, какой минимальный доход он получит.

“Стоп-лосс – лучшая страховка для инвесторов от разочарования, он позволяет выйти с рынка, когда котировки идут на убыль”, – говорит Дэвид Фуллер, директор британской Stockcube Research и издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. Когда на рынке господствует устойчивый тренд, интервал между рыночной ценой и стоп-лоссом может быть больше. “Если же восходящий тренд заканчивается резким ускорением роста котировок (и лучшего примера, чем взлет цен перед глубокой коррекцией на мировых фондовых рынках в мае 2005 г., не придумать), я устанавливаю жесткие стоп-лоссы”, чтобы акции были проданы при малейшей коррекции, говорит Фуллер.

Проверь себя

Инвестор должен понимать, почему он покупает акцию, и периодически проверять, по-прежнему ли действуют причины, по которым он это сделал, говорит управляющий Hodges Fund в Далласе Крейг Ходжес. Проще говоря, “если ситуация изменилась в худшую сторону, продавайте”. Около четырех лет назад Hodges Fund за $3 купил акции спутниковой радиокомпании XM Satellite Radio, созданной в 2001 г. Поначалу он думал, что они могут вырасти до $15–16, но повысил целевую цену, увидев, что компания подключает не только абонентов-физлиц, но и заключает договоры с автопроизводителями на установку в автомобилях своих радиоприемников. По оценке Ходжеса, рост абонентской базы в итоге должен сделать XM прибыльной.

Ходжес продал акции в начале 2005 г. по $35 вскоре после того, как на ежегодной встрече с инвесторами руководители все еще убыточной компании “говорили о подключении новых абонентов, но ни словом не обмолвились о получении прибыли”. Ходжес понял: его идея о том, что рост числа абонентов должен положительно сказаться на финансовом положении XM, не принесла тех результатов, на которые он надеялся.

Решение продать акции оказалось мудрым: вскоре они начали дешеветь. Цена опустилась до $10 (на этом уровне Hodges Fund снова их купил), а вчера составила около $14.

Следить за рынком

Если ситуация на рынке ухудшается, Морган из Synovus рекомендует инвесторам продать часть вложений. “Возможно, вы не хотите совсем уходить с рынка. Тогда выведите с него часть денег, чтобы сохранить их, а через какое-то время заново проанализируйте ситуацию на рынке”, – говорит он. В этом случае разумно было бы первым делом ликвидировать самые рискованные вложения, в частности продать акции мелких компаний, которые могут упасть в цене гораздо больше, чем “голубые фишки”, говорит Скотт Биллодо, директор по инвестициям в мелкие и средние компании Fifth Third Asset Management.

Некоторые профессиональные инвесторы, однако, призывают не ловить фазы взлета и падения рынка в целом, а делать ставку на акции конкретных компаний. “Мы перестали прогнозировать, как поведет себя рынок, и сосредоточились на поиске перспективных акций”, – говорит Ходжес. У Фуллера из Fullermoney две стратегии – инвестиционная и трейдинговая. Определив долгосрочные тренды, он составляет инвестиционный портфель из инструментов, которые не продает, несмотря на кратко- и среднесрочные колебания цен (наоборот, он может докупить их во время спада). Так, Фуллер считает, что рынок сырьевых товаров, драгоценных металлов, а также рынки развивающихся стран переживают долгосрочный “бычий” тренд. Инструменты из инвестиционного портфеля он намерен продавать, только когда тренд себя исчерпает – а это может произойти через несколько лет или даже десятилетий.

Операции же по спекулятивному портфелю зависят от текущих колебаний на рынке, и спектр инструментов здесь гораздо шире. Фуллер также может проводить спекулятивные операции с инструментами (например, фьючерсами на драгметаллы), долгосрочные вложения в которые присутствуют в его инвестиционном портфеле. Момент продажи определяется ситуацией на рынке или с помощью стоп-лосса. (Иcпользованы материалы WSJ.)