Контроль над расходами


В ст. 184 законопроекта, меняющего Бюджетный кодекс (БК), который вчера одобрило правительство, записано, что 5% от всех расходов бюджета будут утверждаться “условно”. Это значит, что они не будут распределяться по разделам, подразделам и целевым статьям в ведомственной структуре расходов, говорится в тексте законопроекта. Например, в 2007 г. правительство может расписать все расходы с 2008 по 2010 г., но если вдруг возникнут какие-то “важные обстоятельства или новые программы”, то в 2008 г. не будет денег на их финансирование и эти расходы придется отложить на следующую бюджетную трехлетку, объяснил Кудрин.

Теперь такая возможность появится. “Это не резервный фонд и не деньги на непредвиденные расходы, – сказал на заседании Кудрин. – Это зазор для внедрения новых приоритетных программ, которые возникли по итогам года”. По его мнению, благодаря этой норме устанавливаются дополнительные рамки и строгость подхода к планированию новых обязательств.

Идея хорошая – зафиксировать все расходы на три года трудно, но как она будет реализована, пока не очень понятно, отмечает чиновник Минэкономразвития. “Правительство уже приняло на себя расходные обязательства, а теперь получается, что мы должны от части из них отказаться и оставить деньги для каких-то условных расходов”, – недоумевает он. Еще его смущает формулировка “не менее 5%”: не оставит ли она Минфину пространство для маневра, чтобы увеличивать условные расходы. Если доходы бюджета окажутся выше ожидаемых, то процент нераспределенных расходов может быть и выше, подтверждает чиновник Минфина.

Расходный резерв необходим при трехлетнем планировании: за такой относительно долгий промежуток времени действительно могут появиться дополнительные бюджетные обязательства, считает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: “Если в трехлетнем плане все доходы расписаны по расходным статьям, неоткуда будет взять дополнительные средства”. По мнению Гурвича, это попытка сочетать бюджетную стабильность с гибкостью в расходной политике.

Новые обязательства могут появиться, например, из-за более высокой, чем было запланировано, инфляции: придется индексировать будущие расходы, рассуждает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. В 2005 г. непредвиденными расходами были траты на последствия монетизации (расходы бюджета тогда пришлось увеличивать почти на 500 млрд руб.), а в 2006 г. – траты на нацпроекты. “5%-ного резерва не хватило бы на внеплановые расходы из-за монетизации, а на нацпроекты – вполне”, – отмечает Гавриленков.

Кудрин пытается не допустить неконтролируемого роста расходов, считает экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров: “У бюджета есть 5% на непредвиденные расходы – и все”. Но Тихомиров сомневается, что это сработает. Недавно фракция “Единой России” заявила, что необходимо резко нарастить финансирование нацпроектов. В течение трех лет на них нужно выделить минимум 700 млрд руб. и еще около 100 млрд руб. – на решение демографической проблемы, заявил вице-спикер от фракции Владимир Пехтин. А председатель комитета по промышленности Госдумы Мартин Шаккум предложил на треть увеличить расходы на строительство и ремонт автодорог (в трехлетнем финплане заложено 144–171 млрд руб.) и повысить расходы на ФЦП “Жилище”. Более того, депутаты следующего созыва могут и поменять кодекс, опасается экономист. Ведь Минфин заложил в утвержденный правительством финплан постоянный профицит и устойчивый рост стабфонда. “Чем он больше, тем настойчивее будут предложения увеличить расходы – этому Кудрин и пытается противостоять”, – заключает Тихомиров.