Очевидцы ужасного


Сорок процентов безработных, 5 миллионов убитых, 2 миллиона сирот, миллион инвалидов, миллион вдов и беспрецедентная инфляция, когда деньги, напечатанные утром, к полудню утрачивали свою ценность. Такой была Германия в 1919 году, в эпоху Веймарской республики. Двадцать лет спустя началась Вторая мировая война – и снова кошмар. Выставка «Блеск и фатум: немецкие портреты 1920-х гг.» в музее «Метрополитен» рассказывает о том, что пережило поколение, родившееся между войнами. Художники Отто Дикс, Макс Бекманн и Георг Гросс выступают очевидцами, предлагающими нашему вниманию беспощадные картины современной им действительности. Вместе с тем 20-е годы были еще и временем творческого брожения умов и революционных открытий в литературе, кино, театре и изобразительном искусстве.

Выставка охватывает всего шесть лет – 1920–1926 годы и состоит из 43 живописных и

60 графических работ. Центральная часть экспозиции – рисунки Отто Дикса: едкая, язвительная графика; галерея портретов – от искалеченного ветерана войны до сытого спекулянта.

В то время в Германии всюду открывались клубы на любой сексуальный вкус: для гомосексуалистов, трансвеститов, лесбиянок; употребление кокаина стало практически нормой.

В рисунке с ироничным заголовком «Красоте» (1922) Дикс изобразил себя в ночном клубе в окружении музыкантов, играющих джаз. Он запечатлел обнаженного исполнителя и пристрастившуюся к опиуму танцовщицу и актрису немого кино Аниту Бербер, одетую в платье-футляр ярко-красного цвета – воплощение разнузданной сексуальности. Портреты Дикса не претендовали на сходство: скорее это было гротескное преувеличение. Его клиенты были достаточно смелы, чтобы заказать себе именно такие портреты. Эти люди были помещены художником будто под микроскоп – Дикс передавал не столько их внешний облик, сколько эмоциональную жизнь. Но именно это подчас и превращало героев портретов в архетипы: врач-убийца, алчный бизнесмен, Вечный жид...

В отличие от Дикса художник Кристиан Шад придавал своим героям – тепличным аристократам – утонченный блеск. Его живописные работы отдают глянцем, словно художник таким образом хотел смягчить или спрятать пороки своих натурщиков. Дикс и Шад вдохновлялись немецкими мастерами XVI века – работами Дюрера, Гольбейна, Кранаха, отказываясь от абстракции ради реализма и нового объективизма и создав свое собственное движение – веризм. На экспозиции представлены и другие веристы, скажем, Георг Гросс, чье осуждение политиков, священников и военных превосходило даже мизантропическое мироощущение Дикса. На выставке есть знаменитая работа Гросса 1926 года «Столпы общества» и его сатирическое полотно «Солнечное затмение», где президент Германии Пауль фон Гинденбург изображен в окружении обезглавленных чиновников и ослов.

С приходом Гитлера к власти и падением Веймарской республики произведения художников-веристов были запрещены, их искусство названо дегенеративным и многие из них подверглись депортации.

(FT, 06.01.2007, Майя Балабанова)

До 19 февраля, выставка «Блеск и фатум: немецкие портреты 1920-х гг.», Нью-Йорк, музей «Метрополитен», www.metmuseum.org