“Роснефть” и ONGC поменяются активами


Единственным активом ONGC в России остается 20%-ная доля в проекте “Сахалин-1”, которую в 2001 г. ей продала “Роснефть”. С тех пор Индия не раз заявляла о желании получить новые нефтегазовые активы в России. В список ее интересов входил “Юганскнефтегаз”, который в 2004 г. купила “Роснефть”, и “Сибнефть” (досталась в 2005 г. “Газпрому”). Министерство нефти и газа Индии заявляло о готовности инвестировать в Россию $25 млрд, а ONGC хотела поучаствовать в освоении Штокмановского и Приразломного месторождений, интересовалась активами “Роснефти” – Ванкорским месторождением и “Северной нефтью”. Летом 2006 г. вместе с “Итерой” ONGC претендовала на “дочку” ТНК-BP – “Удмуртнефть”, но в итоге предприятие досталось китайской Sinopec и “Роснефти”.

Наконец у индийцев появился шанс осуществить часть своих планов. Президент “Роснефти” Сергей Богданчиков и председатель совета директоров ONGC Р. С. Шарма подписали меморандум о взаимопонимании, сообщила вчера российская компания. “Роснефть” не может игнорировать высокий потенциал рынка Индии, приводятся в сообщении слова Богданчикова: “Было бы идеальным вариантом через специально созданные СП использовать рост добычи углеводородов в России и рост внутреннего рынка Индии”. Шарма подчеркнул, что договоренность “открывает обеим компаниям широкие возможности для совместной работы в России, Индии и в других странах”.

Компании “изучат возможности совместного участия в проектах по геологоразведке, добыче, транспортировке, экспорту”, перечислено в пресс-релизе. Также в нем идет речь о возможном участии компаний “в аукционах по приобретению активов и компаний в России, Индии и третьих странах” и проектах по нефтепереработке и розничному маркетингу в Индии. Конкретные проекты компании не назвали. Представитель “Роснефти” назвал документ “рамочным” и добавил, что конкретные проекты еще предстоит обсудить.

Вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов недавно заявил об интересе России к привлечению индийских компаний к разработке Ванкорского нефтяного месторождения в Красноярском крае. Сейчас этот проект разрабатывает “Роснефть”. Ванкор даже не рассматривается в числе совместных проектов с ONGC, сказал источник, знакомый с планами “Роснефти”. С представителями ONGC связаться не удалось.

“Роснефть”, скорее всего, пригласит индийцев в шельфовые проекты с условием, что они возьмут на себя финансирование, полагает аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. “Компании уже работают вместе на “Сахалине-1” и, например, могут вместе претендовать на месторождения “Сахалина-3”, которые будут выставляться на торги”, – соглашается начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Кроме того, за право получить доступ к активам в России индийцам, как и китайцам, похоже, придется пустить госкомпанию в дистрибуцию, считает эксперт.