Спорные звонки


В 2005 г. правительство изменило правила игры на рынке. По новым правилам оказывать услуги междугородной и международной телефонии вправе только операторы, получившие соответствующую лицензию. Остальные могут лишь перепродавать их услуги на правах агентов. Ранее операторы в массовом порядке соединяли клиентов с межгородом и зарубежьем, используя лицензии на услуги телематики и передачи данных: они оцифровывали голос, превращая его в пакетные данные, а их можно было пересылать по IP-каналам в любую точку мира. Но совершать такие звонки по обычным телефонам больше нельзя. “Оператор может оказывать услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации между двумя абонентскими терминалами сети передачи данных”, но “стандартный телефонный аппарат таким терминалом не является”, отмечает представитель пресс-службы Мининформсвязи.

МРК подписали агентские соглашения с “Ростелекомом”, но, как выяснило агентство “Прайм-ТАСС”, услуги дальней связи они оказывают не только как агенты. Например, амурский филиал “Дальсвязи”, как говорится на его сайте, продает сервисные телефонные карты (СТК) – их покупатели могут звонить, минуя обычную “восьмерку”, по тарифам “на 10% ниже, чем действующие тарифы для автоматической междугородной/международной связи”. Похожую рекламу размещал на сайте краснодарский филиал Южной телекоммуникационной компании (ЮТК): “Междугородные и международные звонки с помощью СТК обойдутся вам дешевле, чем через обычную “восьмерку”. Впоследствии, правда, страница с этой информацией была удалена с сайта. Представитель ЮТК заявил, что страница была устаревшей: компания давно не продает такие карты. Но еще вчера вечером тарифы на “услуги сети Интернет и IP-телефонии с использованием универсальной карты” фигурировали на сайте краснодарского филиала ЮТК. “Уралсвязьинформ” тоже предлагает звонить за границу и в другие города, называя эту услугу “передачей голосовой информации”.

Компании не только рекламируют такие услуги, но и оказывают их. В Новосибирске карты IP-телефонии “Сибирьтелекома” продаются практически во всех торговых точках, свидетельствует один из клиентов оператора.

Топ-менеджер одной из МРК рассказывает, что его компания до недавних пор предлагала абонентам звонить на дальние расстояния с помощью IP-телефонии. Делала она это, пользуясь лицензией на услуги телематики, которую получила еще несколько лет назад. Правда, IP-телефонией пользуются немногие клиенты, добавляет собеседник “Ведомостей”: они приносят оператору “долю процента” от общих доходов. Он объясняет это нежеланием абонентов тратить время на поиск карт оплаты.

Судить о том, соответствует ли деятельность оператора условиям его лицензий, – прерогатива надзорного органа, лаконичен директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко. Представитель Мининформсвязи уверен, что оказывать услуги междугородной и международной связи по лицензиям на передачу данных нельзя, но “для корректной оценки легитимности действий [МРК] требуется детальный анализ <...> каждого конкретного случая”. Эти факты “требуют дополнительного анализа”, вторит ему пресс-секретарь Россвязьнадзора Иван Задорожный. Специалисты “Связьинвеста” внимательно проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что, предоставляя абонентам доступ к сети передачи данных для голосовой связи, МРК не нарушают действующие нормативные акты, говорит директор департамента информационного обеспечения холдинга Олег Михайлов. Если со сменой закона меняется и набор услуг, которые компания может оказывать по ранее полученной лицензии, она должна подчиниться требованию нового закона, возражает адвокат коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Алексей Паршиков.