ВЕКТОР


Взяли паузу

В среду “Полиметалл”, крупнейший российский производитель серебра и второй – золота, начал road show в преддверии IPO. В ходе размещения может быть продано до 35% акций компании. Из них на долю принадлежащей предпринимателю Сулейману Керимову “Нафта-Москва” придется до 21,2%, на долю “Полиметалла” – до 14%. Большая часть бумаг будет размещена в Лондоне.

Теоретически компания должна была сразу объявить ценовой диапазон. Но в среду и четверг этого сделано не было. Источники, знакомые с ходом подготовки к размещению, утверждают, что диапазон будет объявлен на следующей неделе. Никакого криминала в этом нет. К примеру, владелец НЛМК Владимир Лисин больше года назад и вовсе обошелся без объявления ценового диапазона. “Северсталь” назвала его через неделю после road show.

“Полиметалл” вполне обоснованно не торопится с объявлением ценового коридора. Ведь компания хочет продаться подороже. Инвестбанки – организаторы IPO оценили его в диапазоне $2,1–2,6 млрд. Максимальная оценка предполагает, что за 35% компания и ее владелец получат более $900 млн. Столько “Нафта-Москва” заплатила за весь “Полиметалл” полтора года назад. Инвесторов предстоит убедить, что компания сегодня стоит запрошенных за нее денег. А если не получится, у “Полиметалла” и его акционера будет время умерить свои аппетиты.

Очередной стандарт

Российские банки по мере сдачи в ЦБ отчетности за прошлый год стали оглашать итоги работы. В большинстве случаев речь идет о российских стандартах бухгалтерского учета. Международная отчетность, как правило, появляется на несколько месяцев позже – ее составлять труднее, да и аудиторы могут предложить скорректировать те или иные показатели. Но на нее ориентируются иностранные кредиторы, которые есть у многих российских банков.

Поэтому, готовя к публикации показатели по российским стандартам, банкиры задумываются, сколь сильным будет расхождение с МСФО. Бинбанк, например, огласив балансовую прибыль в 952 млн руб., призвал ориентироваться на другой показатель – прибыль по отчетности системы страхования вкладов, которая почти вдвое скромнее, однако также увеличилась в полтора раза. Этот показатель более объективен, соглашается президент НП “Клуб банковских бухгалтеров” Кирилл Парфенов. Он вспоминает, что один из банков, дабы не вводить в заблуждение партнеров, делился показателями, полученными на основе налогового учета. А сотрудники Сбербанка, как-то представляя аналитикам результаты работы банка, сразу предупреждали, сколь серьезным может быть отклонение от показателей международной отчетности. Работа над сближением стандартов идет уже не первый год. Но расхождения продолжают оставаться существенными. И каждый банк решает для себя, как увязывать их между собой и информировать об этом контрагентов.

Зоркая таможня

В прошлом году количество мобильников, ввезенных в Россию, по данным Федеральной таможенной службы, выросло по сравнению с предыдущим годом вдвое – до 31,17 млн. Таможенные платежи импортеров увеличились почти втрое – с $376 млн до $1,08 млрд, хотя средняя декларируемая стоимость мобильного телефона повысилась лишь в 1,45 раза. По данным крупнейшего российского продавца трубок – “Евросети”, за прошлый год трубок было продано даже чуть меньше, чем официально ввезено, – 29,3 млн, а аналитическая компания Mobile Research Group (MRG) оценивает прошлогодние поставки в 29,6 млн трубок. Таможенная статистика отражает картину объективно, а обнаруженные таможенниками лишние 1,5 млн трубок – это телефоны, ввезенные накануне Нового года и не успевшие пройти растаможку, считает ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин.

В прежние годы официальная статистика давала цифры в разы более низкие, чем у независимых экспертов и участников рынка. Но с августа 2005 г. милиция взялась наводить порядок: было арестовано несколько крупных партий серых трубок. После этого все крупнейшие дилеры – “Евросеть”, “Связной”, Dixis и другие – стали ввозить телефоны сами, а производители трубок откликнулись на предложение таможни поделиться с ней информацией об их отпускных ценах и официальных российских партнерах. Именно “организованные мероприятия по сбору информации о стоимости мобильных телефонов различных фирм-производителей” помогли обелить рынок, считают в ФТС. По серым схемам сейчас ввозится, по оценкам участников рынка, всего 10–20% телефонов.