Духи вместо таблеток

Е.Кузьмина

На презентации облигационного займа “Алькор и Ко” в ноябре прошлого года Максим Климов пообещал сосредоточиться на профильном бизнесе – торговле парфюмерией и косметикой. И обещание это выполняет. Уже в декабре принадлежащая бизнесмену аптечная сеть “О3” (на конец III квартала 2006 г. объединяла 146 аптек, продажи в 2005 г. – $84 млн) нашла покупателей – акционеров ГК “Протек”, владеющих аптеками “Ригла”. Глава “Аптечной сети 36,6” Артем Бектемиров тогда предположил, что за “О3” Климов мог выручить $75–100 млн. Кроме того, 1,5 млрд руб. от продажи облигаций только частично пошли на рефинансирование задолженности – остальное “Алькор” собирался направить на развитие торговли (пропорцию в компании не уточняли). “Ведомостям” стал известен один из проектов, в который Климов вложит вырученные средства.

В начале года бизнесмен стал собственником 100% компании “Брокард Парфюмс”, оператора 10 магазинов Brocard в России, рассказали “Ведомостям” владелец Brocard Group GmbH & Co KGaA Давид Тетруашвили и вице-президент группы “Курс” Гийом Вантье. Управление российской сетью Brocard переходит к менеджменту “Л’Этуаль” сегодня. Тетруашвили предполагает, что магазины сменят вывески на “Л’Этуаль”. Он утверждает, что взамен получил миноритарную долю в компании “Алькор и Ко”. Вантье вчера заявил, что не знает о таком обмене. Климов от комментариев отказался.

Площадь приобретенных магазинов составляет 200–500 кв. м, некоторые из них очень удачно расположены – например, Brocard на Невском проспекте в Петербурге, отмечают вице-президент отраслевого аналитического агентства “Старая крепость” Анна Дычева и совладелец сети Ile de Beaute Игорь Денисов. Он признался, что вел переговоры с Тетруашвили, но они не договорились, потому что многие магазины Brocard находятся рядом с Ile de Beaute. “Brocard на Маросейке в Москве даже закрылся, не выдержав конкуренции с нашим магазином”, – вспоминает Денисов. Какую сумму хотел выручить за свой бизнес Тетруашвили, Денисов не раскрывает, но уточняет, что “Брокард Парфюмс” арендовала все помещения. Тетруашвили подтвердил, что недвижимость не вошла в сделку. Дычева предполагает, что розничный бизнес Brocard мог стоить около $5 млн исходя из приблизительной стоимости открытия одного магазина в $500 000.

Тетруашвили известен как продавец парфюмерии и косметики в сегменте масс-маркет. “Все, что с запахом алкоголя [дешевая парфюмерия, продающаяся на рынках, в торгцентрах и палатках], – это мое”, – рассказывал он “Ведомостям” в 2003 г. Офис Brocard Group расположен в Германии, а магазины работают в России и на Украине, уточнил в пятницу Тетруашвили. При этом украинская сеть, которая остается в собственности Brocard Group, намного шире – в нее входят около 30 магазинов площадью 400–700 кв. м. “Это очень заметная сеть на Украине”, – отмечает Дычева. Помимо магазинов Тетруашвили занимается оптовым бизнесом – контролируемая им компания “Эгзагон” поставляет в Россию всю парфюмерию Cavalli и прочие дорогие бренды, говорит Дычева. Кроме того, он продолжает оставаться одним из крупнейших поставщиков дешевой парфюмерии.

“Сделка между “Л’Этуаль” и Brocard означает, что рынок вышел из стадии развивающегося в стадию зрелого и постепенно будет консолидироваться”, – говорит Дычева. В отчете МДМ-банка говорится, что и “Л’Этуаль”, и Brocard входят в шестерку крупнейших продавцов парфюмерии и косметики. Вместе с “Арбат Престижем”, Douglas-Rivoli, Ile de Beaute и Rive Gauche они занимают примерно 65% российского парфюмерно-косметического рынка. “Старая крепость” прогнозирует емкость рынка в 2006 г. в $7,8 млрд (в 2005 г. – $7 млрд). А потенциал, по оценке Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), составляет $15–18 млрд. Возможно, он будет достигнут к 2016–2017 гг., предполагают в РПКА.