Надо чаще встречаться

“Я тут в первый раз, раньше все как-то не получалось, – поделился Медведев во время ужина, посвященного российской политике. – И уже могу сказать, что никакими политическими декларациями не заменишь такое общение, как здесь. Надо слушать и слышать друг друга”. “Ведомостям” первый вице-премьер сказал, что ему на форуме действительно понравилось и он считает это мероприятие очень полезным. Теперь есть надежда, что страна будет лучше представлена в Давосе и вызовет больший интерес к себе, радовались россияне.

Прошлой осенью все выглядело почти безнадежно. Никого из высокопоставленных чиновников среди участников не было, а Россия в предварительной программе упоминалась лишь единожды. И не в самом лучшем контексте: тематический ужин назывался “Силовая дипломатия России” (Russia’s muscular diplomacy). Однако к середине января среди участников вдруг обнаружились Дмитрий Медведев, Герман Греф, Аркадий Дворкович, Валентина Матвиенко и Александр Ткачев. Как рассказал “Ведомостям” один из членов правительственной делегации, решение о приезде в Давос Медведева было принято в декабре и настоял на этом сам российский президент. Министр экономического развития Герман Греф тоже приложил к этому руку. Сам он признался, что задача была непростой, поскольку “не все разделяют мнение” о важности Давосского форума. “Некоторые даже считают, что мы сюда ездим потусоваться и на лыжах покататься, – посетовал Греф. – А я и лыжи с собой не взял, все равно кататься некогда”. Уточнять, где работают эти противники форума – в администрации президента или в правительстве, – он не стал. Сам же министр провел в Давосе заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям и подписал с президентом Всемирного экономического форума Клаусом Швабом соглашение о партнерстве в организации нашего экономического форума в Санкт-Петербурге. А вечером следующего дня информация о нашем мероприятии уже появилась в справочной системе форума, с удовольствием отметил замминистра Кирилл Андросов.

Член Еврокомиссии Андрис Пиебалгс признался, что первый раз видит в Давосе такую представительную делегацию из России. Ее уровень сразу же отразился и на российской части программы. Мало того что все прибывшие политики оперативно вписались в непростую дискуссию про “мускулистую дипломатию” – в субботу было назначено большое пленарное заседание про современную Россию. Это расширение программы было условием приезда Медведева, рассказал “Ведомостям” высокопоставленный российский чиновник из делегации, причем организаторы форума пообещали не ставить на это время в программу другие привлекательные мероприятия, а под Modern Russia выделили самый большой зал конгресс-центра, вмещающий 1200 человек.

Правда, Россия и так упоминалась всюду, где заходила речь о нефти, газе и политике. Первую попытку побороть предубеждения на наш счет предпринял в четверг на одном из пленарных заседаний зампред правления “Газпрома” Александр Медведев. В своем выступлении он задался вопросом, почему его компанию, настоящего гаранта энергетической безопасности, воспринимают как врага. И тут же нашел ответ: потому что журналисты не любят писать положительные истории, а любят писать про монстров. Правда, когда он повторил, что “Газпром” “действует исключительно как коммерческая компания”, а представление о его политической роли навязано журналистами, сидящий рядом на сцене глава компании ExxonMobil Рекс Тиллерсон уже не сдерживал улыбки. Более красивое объяснение ценовой политике “Газпрома” дал на закрытой встрече один из членов российской делегации: традиционная поддержка некоторых государств с помощью низких цен на газ наносит ущерб акционерам “Газпрома” и бюджету, который недополучает налоги с недополученной концерном прибыли. Если у государства есть политические задачи, пусть оно само их и оплачивает или компенсирует потери “Газпрому”, заключил он.

Помимо политической команды Медведев – Греф – Матвиенко представлять страну 28 января перед большой аудиторией конгресс-холла решились крупнейший совладелец АФК “Система” Владимир Евтушенков, президент ВТБ Андрей Костин и даже Невилл Исделл из Coca-Cola и главный редактор журнала Forbes Стив Форбс. Однако всем было понятно, что гвоздем этой сессии станет выступление Дмитрия Медведева.

Первый вице-премьер сразу вызвал интерес аудитории сообщением, что в этом году Россия обгонит по добыче нефти Саудовскую Аравию, по добыче газа мы и так первые, а по выработке электроэнергии – четвертые. Но, неожиданно продолжил он, страна с такой структурой экономики может претендовать на роль развитой только временно, пока позволяют цены на сырьевых рынках.

Поэтому одной из трех основных задач страны является диверсификация экономики. Причем Медведев четко назвал секторы, на которые будет делаться ставка: глубокая переработка сырья, аэрокосмический сектор и экспорт интеллектуальных услуг. Все эти сферы дают высокий экономический мультипликатор, отметил он. Две другие главные задачи – создание современной инфраструктуры и вложения в человеческий капитал.

Значительная часть его получасового доклада была посвящена инвестициям и российской политике в этой области. Медведев заверил всех, что инвестиции приветствуются, особенно когда они сопряжены с новыми технологиями, и никакого курса на национализацию экономики нет и не будет. И даже в стратегических отраслях государство опирается на частный капитал, сохраняя за собой лишь контрольную долю. Например, в энергетике нам нужно к 2015 г. достичь роста производства в 1,5–1,6 раза, сообщил Медведев, и на это потребуется $300 млрд. “Для этого нам необходимы иностранные и частные инвестиции”, – признался он. Перейдя к политическим вопросам, Медведев заговорил по-английски и постарался убедить присутствовавших, что “мы строим демократию, которая не нуждается ни в каких дополнительных определениях”.

Некоторые западные журналисты и политологи заметили, что по манере держаться и говорить Медведев все сильнее напоминает Владимира Путина. Он похож на настоящего политика, считает редактор лондонской The Times Анатолий Калецки, но политика скорее технократичного, чем харизматичного. Медведев производит впечатление хорошо образованного европейского человека, но не слишком ли он молод, чуть засомневался журналист. Многие иностранцы пытались выведать у россиян, действительно ли это будущий президент или больше шансов у министра обороны Иванова. А практичные бизнесмены, не тратя время на сомнения, старались укрепить контакты. Случайный очевидец такой беседы был поражен, как западный банкир пытался заручиться поддержкой Медведева, когда тот станет президентом.

Пожалуй, только на мероприятиях с участием первого вице-премьера можно было встретить многих российских участников форума (а их было около 40). Их почти не видно было на пленарных заседаниях и мероприятиях общей программы, но они вовсе не бездельничали: параллельно основной программе форума шли закрытые отраслевые сессии и частные мероприятия. Андрея Костина, Виктора Вексельберга и Давида Якобашвили, например, можно было встретить на Украинском обеде, организованном владельцем группы “Интерпайп” Виктором Пинчуком. Его участниками были премьер-министр Украины Виктор Янукович, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, Джордж Сорос и бывший польский президент Александр Квасьневский.

Давос – очень удобное место для встреч, отмечали в беседе с “Ведомостями” все россияне. Сюда съезжаются руководители крупнейших мировых компаний (в этот раз на форуме присутствовало около 800 делегатов уровня CEO), и за один день можно успеть повстречаться сразу с несколькими партнерами. Например, Олег Дерипаска почти весь российский прием провел в беседах либо с главой Glencore Айваном Глазенбергом, либо с содиректором Magna International Зигфридом Вольфом. “Это фантастическая возможность встретить сразу стольких десижнмейкеров и поговорить с ними в неформальной обстановке о чем угодно”, – не скрывал своего восхищения и Дмитрий Медведев. Сам он провел встречу по поводу бизнес-школы в Сколкове, поговорил с ведущими западными журналистами, поучаствовал в интерактивной сессии с инвесторами, а также собирался встретиться с президентом ЕБРР Жаном Лемьером. Президент группы “Тройка Диалог” Рубен Варданян признался “Ведомостям” к концу второго дня работы форума, что не был еще ни на одном заседании – все время занято встречами.

Тем не менее, отвечая на вопрос, зачем они ездят в Давос, многие российские бизнесмены в первую очередь говорят “за идеями”. Председатель совета директоров “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили приезжает на форум уже восьмой раз и считает, что это нужно делать обязательно. Но про результаты этих поездок рассказывать не стал. За новыми идеями приехал в Давос и президент “Телекоминвеста” Максим Горохов – правда, нашел их лишь на третий день, когда в программе обнаружилась сессия о конвергенции телекоммуникаций и медиа. А вот председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс приехал не ради идей. “Идеи мы уже все реализовали, нам бы денежек получить”, – ответил он на вопрос “Ведомостей”. Впереди 15 IPO энергокомпаний, пояснил он, надо встречаться с инвесторами, поставщиками, показывать себя. И только один руководитель крупной российской компании признался “Ведомостям”, что надеется найти здесь ответ на вопрос, куда вложить деньги – около $1 млрд.

Большинство пленарных заседаний год от года превращаются в пиар участников и их компаний, заметил президент группы IBS Анатолий Карачинский, поэтому выбирать мероприятия из обширного списка надо очень внимательно. Сам он получил удовольствие от рассказа известнейшего специалиста по робототехнике австралийца Родни Брукса о возможностях роботов – сейчас и в будущем. А председателю совета директоров группы “Северсталь” Алексею Мордашову понравился творческий семинар, где участников просили представить себе идеальную корпорацию, а потом изобразить ее из предложенных предметов – пластилина, деревяшек, кусочков стекла и т. д. Все, отметил Мордашов, в итоге изготовили вовсе не иерархичные, а горизонтальные и свободные структуры. Кстати, именно такие сессии, посвященные футурологии, развитию личности или социально-психологическим темам, пользовались наибольшим успехом – запись на них очень быстро заканчивалась, и потом у дверей аудитории собиралась толпа в надежде попасть на свободные места. Впрочем, даже критикуя Давосский форум, все российские собеседники “Ведомостей” утверждали, что ничего лучше Давоса для бизнесменов все равно нет.