Опять 35%


Законопроект “О внесении изменений в ст. 19 и 33 ФЗ “О рекламе” был внесен в Госдуму группой депутатов осенью прошлого года. В первой версии документа говорилось, что одна компания не может получать на конкурсе более 25% разрешений на установку рекламных конструкций на территории одного муниципального образования (одно разрешение соответствует одной конструкции) и 25% разрешений, выданных на всей территории РФ. Тех, кто владеет более чем 25% рынка, к конкурсам предлагалось не допускать.

Эти идеи вызвали негодование участников рынка, и они при поддержке общественных организаций направили письма премьер-министру Михаилу Фрадкову, председателю комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгению Федорову и спикеру Госдумы Борису Грызлову, в которых просили не допустить рассмотрения поправок. “Нормы законопроекта <...> грубо нарушают конституционные права собственника”, – говорится в письме. А предложенная планка в 25% для каждого участника одного из сегментов рекламного рынка, по мнению авторов письма, и вовсе не входит в область регулирования рекламного законодательства. Это является предметом регулирования антимонопольного законодательства, которое направлено не на запрет, а на недопущение злоупотреблений, отмечали авторы в своих письмах.

В конце декабря депутаты внесли изменения в законопроект. Договоры на установку рекламных конструкций по-прежнему заключаются по итогам конкурса, однако к участию в нем допускаются компании, владеющие не более чем 35% рекламных мест на территории муниципалитета. Повысить разрешение до минимальной планки, предусматриваемой законом “О конкуренции”, предложила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В минувшую пятницу депутаты Госдумы приняли законопроект в первом чтении. Но это не последние изменения в документе. Ко второму чтению, по словам депутата Госдумы Владимира Мединского, уже готовятся поправки. “Новый закон должен вступить в действие с 1 апреля 2008 г. (а не с 1 апреля 2007 г., как это предлагается в нынешней версии законопроекта. – “Ведомости”), а требования законопроекта должны касаться лишь конкурсов на установку новых конструкций”, – поясняет депутат. Компании, которые на момент вступления закона в силу будут иметь более 35% разрешений, просто не будут допускаться к конкурсам на новые места, пояснил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Несмотря на то что новая версия законопроекта куда более гуманна, участники рынка сходятся во мнении, что поправки к закону “О рекламе” несколько преждевременны. “Новому закону, который вступил в силу только полгода назад, надо поработать, наработать правоприменительную практику – и только потом его править”, – говорит представитель АКАР Андрей Конин, отмечая, что перед первым чтением этого законопроекта депутаты не провели ни одной рабочей встречи с участниками рынка. А гендиректор исследовательской фирмы “Эспар-Аналитик” Андрей Березкин добавил, что в том виде, в котором законопроект прошел первое чтение, документ может привести рынок в состояние хаоса. “Конкурсная основа делает невозможным участие в тендерах небольших компаний, и в таком виде законопроект нацелен на вытеснение малого и среднего бизнеса”, – говорит он. В законопроекте необходимо четко прописать, как муниципальные власти будут контролировать доли рекламистов, отмечает гендиректор компании “Вершина” Александр Хайлис. А гендиректор News Outdoor Russia Сергей Железняк находит нелогичным сам факт выделения наружной рекламы в отдельный рынок. “Для решения своих задач любой рекламодатель выбирает набор маркетинговых инструментов, каждый из элементов которого в зависимости от качества и стоимости является взаимозаменяемым, – говорит он. – Соответственно, рынок маркетинговых коммуникаций является единым и объективной необходимости в отдельном регулировании сегмента наружной рекламы нет”.