СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Школы будут больше сотрудничать с бизнесом


В прошедшем году наиболее интересной западной тенденцией в сфере бизнес-образования мне показалось возрождение интереса к выпускникам программ МВА. В течение долгого времени бизнес-образование выглядело нелюбимым ребенком – работодатели, казалось, уже перестали рассматривать заветный диплом как однозначную гарантию качества приходящего в компанию специалиста. Теперь же все твердят о “войне за таланты”, включая в категорию наиболее перспективных сотрудников вчерашних слушателей бизнес-школ. Всплеск интереса к обладателям степени МВА оказался ощутимым, на что они сами отреагировали незамедлительно – повышением зарплатных ожиданий. В России ситуация пока более или менее спокойная – судя по статистическим данным, работодатели по-прежнему достаточно ровно относятся к степени МВА.

Возвращаясь к ситуации на Западе, и в большей степени в США, которые задают тенденции в этой сфере, мы видим следующие цифры: в 2007 г. компании планируют принять в штат на 22% больше выпускников МВА, чем в 2006-м (данные National Association of Colleges and Employers). По тем же данным, наиболее агрессивная политика по набору выпускников бизнес-школ будет наблюдаться в промышленном сегменте – в конце 2006/07 академического года планируется набрать на 32,4% больше обладателей степени МВА по сравнению с 2005/06 учебным годом. В сфере обслуживания прогнозируемый рост в два раза меньше – около 15%. По сравнению с 2002 г., когда даже одно предложение от работодателя казалось большой удачей, сегодня некоторые выпускники получают до шести таких предложений.

В России ситуация не столь однозначная. По данным исследования Begin Group, проведенного в декабре 2006 – январе 2007 г., для большинства компаний степень МВА не является обязательным условием приема на работу. По мнению 63% работодателей, наличие диплома МВА абсолютно не влияет на успешность трудоустройства; 17% полагают, что он имеет значение только при соответствующем опыте соискателя. Столько же (17%) уверены в предпочтительности степени МВА, и только 3% требуют ее для устройства на ряд должностей. Подобную ситуацию я бы объяснила тем, что в России, как и прежде, приоритетом для приема на работу остается реальный опыт соискателя, а также знания и навыки, показанные им в ходе собеседования. Это, на мой взгляд, изменится в ближайшем будущем. Оптимизм вызывает и тот факт, что в 67% крупных российских компаний работает хотя бы один сотрудник со степенью МВА.

Что касается зарплат, то здесь тоже происходят существенные изменения. По данным Job Outlook 2007 report, для школ, занимающих первые строчки рейтингов (например, Wharton и Yale School), стартовый уровень зарплат у 40% выпускников составит $75 000 в год. При этом прогнозируемый уровень ожиданий – около $100 000.

В этих условиях так или иначе работодателям приходится подстраиваться под требования рынка. Чтобы победить в войне за таланты, компании вынуждены повышать компенсации. Причем это касается не только и не столько привлечения новых сотрудников со степенью МВА, но и удержания уже работающих руководителей. Текучесть кадров на тех позициях, которые занимают выпускники МВА, постоянно увеличивается. После получения диплома вчерашние слушатели бизнес-школ стремятся найти компанию с максимально подходящими условиями и в поисках успевают поменять несколько работодателей. Насколько мне известно, лидерами в рейтинге мобильности выпускников в последнее время являются бизнес-школы IMD, Trinity College и HEC. Выпускники этих учебных заведений чаще всех после окончания меняют место работы, некоторые из них переезжают в новую страну. Мобильность, привычная для западных работодателей и воспринимающаяся ими как обычное явление, нередко настораживает представителей российских компаний и сдерживает их от найма большого числа слушателей программ МВА.

В результате такой диспозиции западные работодатели выработали две основные стратегии удержания и привлечения выпускников МВА. Первой и наиболее очевидной является установка высокого уровня заработной платы. В случае если степень МВА получил уже работающий в компании сотрудник, к моменту окончания им школы ему значительно повышают заработную плату.

Второй, приобретающей все большую популярность стратегией стало участие самих компаний в обучении сотрудника на программе МВА. При этом заключается договор о сотрудничестве в течение определенного количества лет по окончании МВА. Например, обучение более 70% студентов программы HEC ЕМВА спонсируется корпорациями. На Западе это общепринятая практика, в отличие от России, где, по данным исследования компании Begin Group, только 29% организаций направляют сотрудников на программы МВА. Эта практика полезна и компаниям, и бизнес-школам, которые получают отличную возможность для укрепления связей с корпоративным миром и укрепления собственной позиции в нем.

Сотрудничество бизнес-школ с компаниями будет развиваться все более интенсивно. Учитывая этот фактор, тем, кто собирается получать степень МВА, хотелось бы порекомендовать следующее. При выборе программы важно обращать внимание на то, насколько интенсивно бизнес-школа взаимодействует с компаниями-работодателями. Организует ли она стажировки в реальном бизнесе? Если да, то где? Также имеет смысл провести самостоятельное исследование и проверить, насколько тесное взаимодействие налажено между учебным заведением и предприятиями и что делается для трудоустройства выпускников. Часто все это можно понять по количеству дней карьеры, которые организуются в образовательном учреждении, общей направленности и активности клуба выпускников, практике проведения презентаций компаний на территории школы.

Исторически сложилось так, что некоторые бизнес-школы тесно сотрудничают с организациями, работающими в той или иной сфере, поэтому, если у вас есть определенные планы относительно развития своей карьеры после окончания программы МВА, при поступлении учитывайте и такой фактор, как специализация учебного заведения.