Холодно, и нечем заняться


Первое место в рэнкинге городов, придуманном Анхольтом, занял австралийский Сидней. На втором месте Лондон, Париж – третий. Следом идут Рим, Нью-Йорк, Вашингтон. Санкт-Петербург занял 40-е место, а Москва – 48-е из 60. Год назад, когда в рейтинге участвовали 30 городов, Москва была 26-й.

В российской столице для опрошенных плохо почти все. Только по международному значению она на 8-м месте, а по остальным параметрам – в конце списка.

Из городов, участвовавших в рэнкинге, у Москвы самый отвратительный климат, даже хуже Петербурга, считают опрошенные. “Этот аспект наиболее важен для туризма и эмиграции, поэтому города, лишенные природного преимущества, должны искать другие способы “согреть” город”, – считает Анхольт. Пока у Москвы не получается. В ней, считают респонденты, живут самые злые люди. По привлекательности ведения бизнеса Москва 52-я, по развитию инфраструктуры – 54-я. Даже заняться в ней особенно нечем: по этому параметру Москва на 45-м месте.

Оценка Москвы несправедлива, считает президент компании “Михайлов и партнеры” Юлиана Слащева. По ее словам, многие знакомые иностранцы по количеству и качеству развлечений ставят Москву в один ряд с Парижем, Римом и Лондоном. “Здесь все неорганизованно, только денег много”, – не согласен докторант Чикагского университета Максим Миронов, побывавший во многих городах, участвовавших в рейтинге. Чтобы найти место, куда пойти вечером, в Москве нужно обзвонить друзей, а чтобы снять квартиру – заплатить огромную комиссию и составить договор, отмечает он.

До сих пор впечатления о России работающих в Москве иностранцев скрашивала премия “за вредность”, которую давали им работодатели. Но теперь премия сокращается, говорит Слащева.

На имидже Москвы отражается неблагоприятный имидж России, считает Слащева. Но он важен для привлечения туристов и инвестиций, поэтому имидж надо исправлять. Даже к явным недостаткам, которые нельзя изменить, можно заставить иностранцев относиться по-другому, полагает гендиректор Maslov-PR Михаил Маслов. Например, климат в Хельсинки (36-е место) ничем не лучше московского, но он считается комфортным городом для посещения. “Многое идет от незнания: респонденты опираются на стереотипы, опыт знакомых или информацию из СМИ”, – рассуждает Маслов. В одном из последних номеров журнала Focus немецкий журналист, некоторое время проживший в Москве, дает читателям советы, как сойти за русского: в общественных местах смотреть на всех свирепо, в метро с силой толкать стеклянные двери в лицо тому, кто идет следом, громко говорить в театре по мобильному телефону.

Исправить имидж Москвы очень легко, считает Анхольт. Нужно понять, чем российская столица хочет стать через 10–20 лет, создать коалицию из представителей правительства, бизнеса, спорта, культуры, каждой из этих групп – представить проекты и идеи, убедиться, что остальной мир знает о них. “Если хочешь улучшить репутацию – будь тем, кем хочешь казаться”, – заключает Анхольт цитатой Сократа.

Исправлять нужно не только репутацию, но и реальность, которая за ней стоит, добавляет Маслов. Например, увеличить число доступных гостиниц и дублировать надписи на английском языке.