Подозрительные деньги


Российский бизнес скупает активы по всему миру: в прошлом году заграничные приобретения потянули в сумме на $10,3 млрд, подсчитала аналитическая группа M&A-Intelligence журнала “Слияния и поглощения”. Но эта цифра могла бы быть в шесть раз больше, если бы не противодействие иностранцев, уверен замредактора журнала Дмитрий Путилин. По просьбе “Ведомостей” M&A-Intelligence составила список несостоявшихся сделок и подсчитала, что у россиян только в 2006 г. сорвались покупки на $50,2 млрд. Для сравнения: выходцам из арабских стран было отказано в покупке активов в Европе и Северной Америке 23 раза (на общую сумму $18 млрд), китайские компании получили восемь отказов (на сумму около $10 млрд).

В ходе переговоров выдвигаются заведомо невыполнимые условия, нарушаются уже достигнутые предварительные договоренности и аннулируются приватизационные сделки, описывает Путилин способы таких отказов. Нередко в сделки напрямую вмешиваются политики, рассказывает он. Например, “Лукойл” в прошлом году выиграл тендер на приобретение завода Europoort в Роттердаме, но владелец предприятия – Kuwait Petroleum – в последний момент отказался его продавать, потому что “это противоречит интересам Кувейта”. А британское правительство даже было готово изменить законодательство страны, чтобы противодействовать планам “Газпрома” по покупке газораспределительной компании Centrica, напоминает Путилин.

Российский бизнес обвиняют в непредсказуемости и ненадежности, говорит он. Считается, что русские покупают активы за рубежом ради политического влияния, а не ради бизнеса, а российские предприниматели заработали капиталы преимущественно нечестным путем. К тому же у отечественных компаний еще нет многолетней успешной истории поглощений. “Когда Shell покупает свой 151-й актив в Европе, все спокойны: они знают, что и как эта корпорация делала с предыдущими покупками”, – объясняет Путилин.

Отечественные бизнесмены знают, что за рубежом их не любят: 67% опрошенных PricewaterhouseCoopers руководителей российских компаний при проведении международных сделок ожидают проблем и конфликтов из-за культурных различий, еще 33% указывают на политические препятствия. Впрочем, эти проблемы знакомы не только россиянам. Они часто упоминалась в ходе сессии Всемирного экономического форума, где обсуждались зарубежные приобретения компаний из развивающихся стран. Основатель и президент иорданской фармацевтической компании Hikma Pharmaceuticals сразу признался, что главная проблема при проведении зарубежных поглощений – это “культурная интеграция”: “Люди всегда нервничают из-за того, что иностранная компания приобретает местную”. Причем подозрительность по отношению к компаниям из развивающихся стран тем сильнее, чем крупнее эти компании, отметил профессор из Кембриджского университета.

“К сожалению, в ряде стран решения принимаются исходя из политических соображений, вопреки здравому смыслу”, – сетует пресс-секретарь “Лукойла” Дмитрий Долгов. Источник в “Газпроме” объясняет настороженное отношение иностранцев отголосками холодной войны: “Люди не могут быстро изменить привычные взгляды – даже если все факты говорят о том, что их страхи необоснованны”. Зато совладелец “Северстали” Алексей Мордашов уверяет, что “не заметил негативного отношения к “Северстали” за границей”, а причины срыва сделки по поглощению Arcelor исключительно экономические.

Политические препятствия – это хорошее оправдание для плохо подготовленной сделки, полагает директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин. По его мнению, большинство сделок разваливается потому, что они оказываются невыгодны одной из сторон.