Совесть и алмаз


В своем предыдущем фильме Цвик совершил путешествие в Японию позапрошлого века – отправил туда Тома Круза в качестве американского наемника, который оказался большим самураем, чем настоящие. Но если “Последнего самурая” при всей его наигранной драматичности воспринимать всерьез было невозможно (и Цвик, очевидно, это понимал), то на этот раз режиссер демонстрирует готовность взять на себя бремя белого человека и встать в очередь на покаяние перед черным континентом.

Действие начинается в 1999 г. в разгар гражданской войны в Сьерра-Леоне. По фильму единственной причиной этой печальной заварухи стало обнаружение в стране алмазов. Немедленно появляются революционеры, которые требуют национализировать сокровища, разъезжают по деревням на джипах и зверски истребляют соплеменников. Некоторых, впрочем, берут на работу – искать алмазы. Среди них оказался и рыбак Соломон (Джимон Хонсу), семья которого успела убежать от бандитов, но сам он попался. Рыбаку везет. Как раз перед атакой правительственных войск он выуживает из речки большущий драгоценный камень редчайшего розового оттенка и успевает его спрятать.

Потом Соломон попадает в тюрьму, где знакомится с циничным контрабандистом и южно-африканским наемником Арчером (Леонардо Ди Каприо), который, узнав про алмаз, берется помочь рыбаку найти семью, но взамен требует камень. К ним присоединится еще и американская журналистка (Дженнифер Конелли), которая пытается своими репортажами из горячих точек разбудить в западных читателях совесть. Идеалистичную гуманистку интересует информация о торговле нелегальными алмазами, которой располагает Арчер, да и он сам ей небезразличен.

Большую часть фильма эта троица перемещается по полыхающей стране, попадая в лагерь беженцев, наемников-бандитов, случайно забредает в спрятанный от всех детский приют, едет через разгромленные деревни. Всюду их ждет стрельба, ужас, разруха, грязь, бедность и захватывающие дух красоты природы. “Бог покинул эти места”, – справедливо замечает Арчер, в котором по ходу дела все-таки обнаруживается кроме жажды наживы еще и доброе сердце. Отдельного внимания Цвика заслужили дети с автоматами, ставшие уже символом воюющей Африки. Режиссер в двух словах рассказывает, как из прилежного школьника, сына Соломона, делают бездушного убийцу, наркомана и разбойника, забывшего своего отца.

Африканские страшилки аккуратно выходят в прокат третий год подряд. После “Переводчицы”, “Оружейного барона” и “Преданного садовника” уже известно о политических манипуляциях обезумевших от абсолютной власти африканских лидеров, о торговле оружием и махинациях фармацевтических компаний, испытывающих на бесправных африканцах новые препараты. (“Только бы тут не нашли нефть”, – с ужасом говорит крестьянин из “Кровавого алмаза”). Зрителям уже показали и горы трупов, и жестоких детей, и трущобы. Кажется, лимит ужасов подходит к концу. Глаз начинает замыливаться. И не только у зрителей, но и у режиссеров.

Триллер “Преданный садовник” еще способен был шокировать своей почти документальной достоверностью. В “Кровавом алмазе” вроде бы те же самые картины, снятые довольно убедительно, с некоторым даже репортерским куражом, уже не производят сильного впечатления. Для Цвика, как он ни старается показать свою гражданскую позицию, на самом деле торговля контрабандными алмазами – не более чем занятная авантюра, а война в Сьерра-Леоне почти такая же игрушечная, как бунт самураев. Она служит хорошим фоном для захватывающего приключения храброго солдата удачи и его черного помощника.