Потеряли голову


Происходящее на рынке начинает напоминать пузырь, говорит аналитик по развивающимся рынкам Merrill Lynch Майкл Хартнетт. По расчетам UBS, отношение совокупной капитализации к прибыли (P/E) составляет у китайских компаний 33 против 18 у гонконгских. Перед схлопыванием интернет-пузыря в 2000 г. для акций на NASDAQ этот показатель превышал 70. Для развивающихся рынков характерен коэффициент 10–15. У России он сейчас, по данным Альфа-банка, 10,8. У ICBC он равен 34,3, а у крупнейшего страховщика China Life, акции которого после IPO в Шанхае в конце декабря выросли на 112%, – все 196. У крупнейшего банка мира Citigroup P/E равно 12,7, а у крупнейшего страховщика AIG – 16,3.

Фондовый рынок Китая, несмотря на бурный рост экономики, долго находился в упадке. Все изменили реформа и упрощение доступа на него иностранных инвесторов. В 2006 г. индекс Shanghai Composite вырос на 130%, а с начала января – еще на 7,8%. В октябре 2006 г. крупнейший банк страны Industrial & Commercial Bank of China (ICBC) установил мировой рекорд по размеру IPO, разместив акции на $21,9 млрд. Заявок тогда было подано на $500 млрд; в Шанхае и Гонконге люди выстраивались в длинные очереди. С тех пор акции ICBC выросли на 57,6%.

Китайцы хотят заработать на этом. “Хочу испытать удачу”, – говорит 41-летняя домохозяйка Ли Хуа, открывая брокерский счет. За ней следует 28-летний сотрудник телефонной компании; некоторые аналитики считают, что после взрывного роста акции выглядят слишком дорогими, однако телефонист считает цены “приемлемыми”. В январе китайцы открывали по 90 000 брокерских счетов в день, в 35 раз больше, чем годом ранее. Всего в стране открыто 80,5 млн таких счетов – это 6,2% от всего населения Китая.

Многие просто потеряли голову. Чтобы купить акции, люди берут кредиты под залог жилья или снимают наличные с кредитных карт. За снятие денег с кредиток банки берут высокие комиссионные, но инвесторы договариваются с владельцами магазинов, чтобы те за небольшое вознаграждение списали с карты деньги, а потом отдали им наличные. Предложения провести такие сделки размещаются в Интернете.

Подобные случаи стали настолько частыми, что привлекли внимание регуляторов. В декабре комиссия по банковскому регулированию потребовала от банков отслеживать подозрительные операции с кредитками. С января комиссия по регулированию рынка ценных бумаг запретила открывать новые паевые фонды – в 2006 г. их, по данным исследовательской фирмы Lipper, было создано 92. По центральным телеканалам прошла передача, посвященная рискам инвестиций в акции, в особенности с привлечением ипотечного кредита. “Даже на растущем рынке 30–40% людей несут убытки”, – предупреждал ведущий. Передача “была подготовлена по указанию Главного управления пропаганды”, утверждает информированный источник.

Запрет ПИФов не помог: только за один день в январе инвесторы открыли 300 000 счетов в существующих ПИФах, говорит аналитик Lipper Чжоу Лян.

Стремление неопытных инвесторов любым способом заработать на росте акций может обернуться трагедией. Власти стран Персидского залива пытались путем народных IPO распределить нефтяные сверхдоходы. В Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре более половины жителей стали инвесторами. Десятки тысяч людей брали кредиты и продавали дома, бросали работу, чтобы заняться игрой на бирже. Саудовский индекс Tadawul All-Shares вырос с 2500 пунктов в марте 2003 г. до 20 635 в феврале 2006 г., а затем рухнул; вчера он составил 6940,6 пункта.

России этот сценарий пока не грозит. В 2005 г. индекс РТС прибавил 83%, в 2006 г. – 71%, а совокупная капитализация российских компаний в декабре достигла $1 трлн (китайский рынок перешагнул эту отметку в январе). Под впечатлением этого многие россияне понесли деньги – порой взятые взаймы – в ПИФы на брокерские счета, но их число пока слишком мало. По данным Национальной лиги управляющих, чистые активы ПИФов к началу 2007 г. превысили 150 млрд руб., а число счетов пайщиков за год выросло с 133 000 до 330 000. На фондовой бирже ММВБ, которую предпочитают большинство российских частных инвесторов, число счетов за год удвоилось и превысило 200 000. Это всего 0,14% населения страны. По данным Росстата, сбережения россиян в начале декабря 2006 г. без учета вкладов на валютных счетах и валюты на руках у населения составили 4,7 трлн руб. ($177 млрд). В Китае личные сбережения – $2 трлн. У большинства просто нет денег на инвестиции, а многие предпочитают делать покупки, говорит начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. (Использованы материалы WSJ.)