ВЕКТОР


Пустые угрозы

В конце прошлого года Азербайджан заявил о сокращении или приостановке экспорта нефти по нефтепроводу Баку – Новороссийск. Это было ответом на объявленное “Газпромом” повышение цены на газ с $110 до $230 за 1000 куб. м при сокращении поставок с 4,5 млрд до 1,5 млрд куб. м в год, объяснял президент страны Ильхам Алиев. С 1 января Азербайджан отказался покупать газ у “Газпрома”, но угрозу прекратить экспорт нефти по трубе Баку – Новороссийск не выполнил. Азербайджанские нефтяные компании ГНКАР и АМОК заявили о прокачке в I квартале по трубе Баку – Новороссийск 1,2 млн т нефти, сказал представитель “Транснефти” (владеет российской частью трубопровода). В январе они прокачали 375 000 т, на февраль запланировано 360 000 т. Если азербайджанские компании будут экспортировать нефть в том же объеме, то в год прокачают 4,3 млн т. В 2005 г. они экспортировали по этому трубопроводу 4,1 млн т, в 2006 г. – 4,6 млн т. У азербайджанских компаний есть альтернатива – поставлять нефть по новой трубе Баку – Джейхан. Но транспортировка по этой трубе оказалась дороже, чем по российской, отмечают эксперты. Похоже, компании не стали отказываться от экономической выгоды и все угрозы политиков оказались пустыми.

ФАС промахнулась

В конце прошлого года по телевизору шли рекламные ролики Pepsi с участием группы “Звери”. Молодые люди ночью во дворе под гитару поют песни. Шум беспокоит спящих жильцов, и один из них требует прекратить безобразие. Ребята обиделись, глотнули Pepsi, подняли на крышу аппаратуру – да и вдарили “районы-кварталы” во всю мощь. Тогда в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая на днях классифицировала поведение героев ролика как административное правонарушение – покоя граждан в ночное время. Реклама признана ненадлежащей, нарушителю предписано снять ролик с эфира. Аналогичное решение было принято и в отношении радиорекламы ДельтаБанка (звучала в эфире в прошлом году). Ранее таких предписаний (иногда сопровождаемых штрафами) удостаивалась реклама пива “Тинькофф”, пельменей “Дарья”, салонов связи “Евросеть” и проч. Но вот что странно: средняя рекламная кампания длится месяц, обращение в ФАС поступает, как правило, на излете этого месяца. Рассмотрение занимает еще какое-то время. И когда ведомство требует прекратить трансляцию (или убрать рекламный щит), их уже и так давно нет. А штраф... Ну что штраф? Рекламодатели обычно включают его в гонорар, когда есть опасение, что реклама потревожит бдительных граждан. Вот и возникает вопрос: следит ФАС за соблюдением рекламного законодательства? Или только вид делает?

Клиенты не ждут

Пока “Единый регистратор” выясняет с Федеральной службой по финансовым рынкам судьбу своей лицензии, клиенты покидают компанию. По крайней мере, такое решение приняли крупнейшие из них – сперва Дальневосточное морское пароходство, а вчера и пивоваренная компания “Балтика”. Обе компании уверяют, что претензий к работе регистратора не имеют, но и подвергать акционеров дополнительным рискам не желают. А ведь проблемы “Единого регистратора” могли сорвать консолидацию пивоваренных заводов “Балтики”, если бы письмо из ФСФР с уведомлением о приостановлении действия лицензии дошло до регистратора раньше, чем была завершена консолидация.

Так что потери регистратора, даже если он успешно оспорит вердикт ФСФР или снимет ее претензии, очевидны. А вот если ФСФР не сможет доказать обоснованность претензий, то у участников рынка появится дополнительный повод понервничать – уж больно велика получится цена ошибки регулятора.

“Телекоминвест” оголился

Петербургский холдинг “Телекоминвест”, существующий уже 12 лет, фокусировался на телекоммуникационном секторе и владел пакетами 16 компаний, среди которых 31,3% сотового оператора “Мегафон”, 100% оператора фиксированной связи “Петербург Транзит Телеком” (ПТТ), 29% альтернативного оператора связи “Петерстар” и 100% интернет-провайдера “Вэб Плас”. Но за прошлый год холдинг распродал почти все – хотя и близким к себе структурам. К примеру, ПТТ был продан “Северо-Западному телекому” – компании, в которую вошел учредитель “Телекоминвеста”, “Петербургская телефонная сеть”; она также владеет 15% “Телекоминвеста”. 29% “Петерстара” продано First National Holding S.A., который владеет 58% “Телекоминвеста”. А аффилированный с “Телекоминвестом” офшор продал и его зарубежный актив – финского оператора Cubio. Последний хотел строить в стране сеть CDMA, однако в 2005 г. финский регулятор лишил его всех шансов. Похоже, “Телекоминвесту” нашли замену и решили превратить в пустышку, оставив ему только акции “Мегафона”. В начале 2006 г. на рынке появилась новая структура, которой владеют выходцы из петербургских компаний, – кипрский офшор Eventis Telecom. Им был сформирован новый крупный телекоммуникационный игрок – оператор “Синтерра”, после чего продан Промсвязьбанку, а сделка оценена в $300 млн. Сейчас Eventis сконцентрировалась на поиске телекоммуникационных активов в странах СНГ.