Горючий инструмент


В феврале биржа планирует запустить поставочный фьючерс на дизельное топливо, рассказал “Ведомостям” первый вице-президент РТС Роман Горюнов. “Дизтопливо имеет важное значение для многих отраслей российской экономики – для сельского хозяйства, транспорта, строительства, промышленности, – рассказывает Горюнов. – И все эти предприятия смогут при помощи нового инструмента зафиксировать будущие цены на дизтопливо, а следовательно, планировать свои затраты и хеджировать риски”.

По данным Росстата, в 2005 г. в нашей стране было произведено 60 млн т дизтоплива, из которых 19,2 млн т продано внутри России. Из всех нефтепродуктов РТС первым выбрала дизтопливо, потому что на этом рынке больше всего участников, у него простая логистика и большая емкость, объясняет Горюнов. Впоследствии биржа запустит торги поставочными фьючерсами на авиатопливо, мазут и бензин.

Объем контракта – 10 т, исполнение будет ежемесячным. Гарантийное обеспечение составит 7,5–10%. Поставка дизтоплива будет осуществляться на ЛПДС “Володарская” “Мостранснефтепродукта” в Раменском районе Подмосковья. Этот инструмент пока не для всей страны, отмечает Горюнов. На московский регион, по его оценке, приходится большая доля производства и потребления дизтоплива, т. е. потенциальных участников торгов, и это позволит сконцентрировать ликвидность. В перспективе поставка будет производиться еще в двух-трех пунктах. Горюнов рассчитывает, что к концу года ежедневный оборот торгов этим инструментом будет составлять 10 000–15 000 контрактов.

Потенциальных клиентов биржа уже нашла. “Мы начнем проводить операции с фьючерсом на дизтопливо с первого дня торгов, – признается гендиректор трейдинговой компании “Алгоритм. Топливный интегратор” Алексей Бураков. – Этот инструмент позволит нам хеджировать свои ценовые риски”. По его словам, рынок топлива очень волатильный: “Например, 26 декабря тонну дизеля мы поставляли за 13 900 руб., 22 января – за 13 300 руб., а в понедельник – уже по 13 000 руб”. “Без возможности хеджирования мы вынуждены определять цены на сегодня и не можем заключать долгосрочные контракты”, – жалуется он. А после появления биржевой цены можно будет заключать форвардные контракты с ценой, привязанной к стоимости фьючерса. “Мы потребляем в месяц 200–300 т, и использование фьючерса позволит заранее планировать экономику: купив фьючерс, можно сразу установить тарифы на все перевозки хоть на полгода вперед”, – говорит Максим Зайчиков, начальник эксплуатации Автотранспортного предприятия № 1, парк которого насчитывает около 200 машин.

А вот начальник департамента РЖД, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что монополия пока лишь изучает новые возможности. Похожая позиция и у “Лукойла”, начальник пресс-службы которого Дмитрий Долгов говорит, что “надо посмотреть, как будет работать новый инструмент”.

Фьючерсы на дизельное топливо скорее вcего не будут интересны широкому кругу спекулянтов – профучастников и частных инвесторов, считает гендиректор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук. Роль брокеров – выступить посредниками и получить новый пласт клиентов, которых сейчас вообще нет на фондовом рынке, говорит Горюнов. Сначала на торги придут хеджеры, а после появления ликвидности к ним присоединятся и спекулянты, уверен исполнительный директор “Открытия” Евгений Данкевич. Он отмечает, что у его компании уже есть клиенты, заинтересованные в этом инструменте.

Это уже не первый проект организации биржевой торговли российскими товарами с их дальнейшей поставкой. Например, на Сибирской бирже (Новосибирск) организованы торги контрактами на золото и пшеницу. А в октябре на NYMEX запустили поставочные фьючерсы на российскую экспортную нефть REBCO. Но судя по информации на сайте NYMEX, там до сих пор еще не было заключено ни одной сделки с этими фьючерсами. На Сибирской бирже последние сделки заключались в декабре 2006 г., а сейчас торги вообще не проводятся. По словам генерального директора биржи Льва Назарова, “участники разбежались”.