ИНТЕРВЬЮ: Антон Златопольский, гендиректор телеканала “Россия”


Российская компания с выручкой более $0,5 млрд в год и рентабельностью 51%? Кто бы мог подумать, что это государственное предприятие и к тому же бесплатный телеканал. Гендиректор телеканала “Россия” Антон Златопольский согласился рассказать “Ведомостям” о финансовом положении возглавляемой им компании и всего холдинга ВГТРК, в котором он также занимает должность первого заместителя гендиректора.

“Скрывать нам нечего”

– Почему вы решили раскрыть финансовые показатели ВГТРК именно сейчас?

– Причины две. Во-первых, публикация финансовых данных коммерческих компаний является формой их отчета перед акционерами и участниками рынка о состоянии дел. Наш “акционер” – государство – полностью информирован о состоянии дел в корпорации. Помимо регулярной ведомственной и налоговой отчетности мы проходим проверку Счетной палаты. Продажа акций, выход на рынок IPO или привлечение дополнительных денежных средств с помощью облигаций для ВГТРК неактуальны. Кредиты по мере необходимости нам дают и так, причем на очень выгодных для нас условиях. Однако ВГТРК – участник рынка электронных масс-медиа, и финансовые показатели компании – один из элементов оценки нашей эффективности.

Вторая причина в том, что ВГТРК – корпорация, выполняющая социальные функции в области телерадиовещания, – имеет двойной источник финансирования: госбюджет и доходы от рекламы. Отсутствие детальной информации по этим источникам зачастую позволяло недобросовестным конкурентам использовать тезис о якобы нерыночном положении телеканала “Россия”. В действительности же скрывать нам нечего. Напротив, финансовые показатели ВГТРК в сравнении с показателями прочих участников медийного рынка говорят о том, что нам есть чем гордиться и в этой сфере.

– То есть раскрытие информации делается исключительно в имиджевых целях? Или все-таки ВГТРК рассчитывает на привлечение частных финансовых ресурсов?

– Во-первых, ФГУП, а ВГТРК – именно ФГУП, не может быть по своей форме собственности инвестиционно привлекательным. Во-вторых, для получения кредита достаточно данную информацию представить в банк.

– Возможно, конкуренты в чем-то и правы, ведь ни один другой телеканал не финансируется за счет госбюджета. А каковы объемы этих средств?

– В 2005 г. объем финансирования ВГТРК составил $300,1 млн, а в 2006 г. – $320,8 млн. Причем эти средства не используются для финансирования телеканала “Россия”. Более того, часть доходов, полученных от рекламной деятельности, телеканал “Россия” направляет на дофинансирование социальных проектов ВГТРК: телеканала “Культура”, радиостанций “Радио России”, “Маяк” “Культура” и до 2006 г. – телеканала “Спорт”.

– А каковы доходы телеканала “Россия”?

– В 2005 г. поступления от рекламы на телеканале “Россия” составили $364,5 млн, а в 2006 г. – $486 млн. Существенную статью доходов телеканала составляет продажа прав. В частности, в 2005 и 2006 гг. эта сумма составила $51 млн и $50,6 млн соответственно.

– А расходы велики?

– Основные источники расходов телеканала “Россия” – это программирование, управленческие расходы и оплата услуг связи. В 2005 г., к примеру, расходы телеканала “Россия” составили $359 млн, а в 2006 г. эта сумма достигла уже $465 млн.

– Получается, что бизнес телеканала “Россия” прибыльный – разница между расходами и доходами составила $56,5 млн в 2005 г. и $71,6 млн в 2006 г. Как распределяется эта прибыль?

– Из всех проектов ВГТРК до 2006 г. лишь телеканал “Россия” являлся самоокупаемым. Мы работаем в рамках российских бухгалтерских стандартов, но имеем возможность проанализировать эффективность компании, пользуясь параметрами, аналогичными стандартам МСФО. Например, за девять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. операционная прибыль, как и чистая прибыль, выросла на 14%. Аналог показателя OIBDA для телеканала “Россия” за девять месяцев 2005 г. составил $148,9 млн, за девять месяцев 2006 г. – $171,9 млн, тем самым увеличившись на 15%. Рентабельность по OBIDA в 2005 и 2006 гг. составила 49% и 51% соответственно.

Вся прибыль идет на финансирование наших социальных проектов, которые изначально не рассчитаны на то, чтобы быть доходными. На телеканале “Культура” нет коммерческой рекламы, и это осознанная позиция ВГТРК и государства. Что касается радио – “России” и “Маяка”, то это важнейшие средства доставки информации, причем не только в крупные города, но и, что особенно важно, в сельские и малонаселенные районы страны, где и в отдаленной перспективе не будет никаких коммерческих радиостанций. Отсюда и огромная стоимость услуг связи “Радио России” и “Маяка”, которые транслируются на всех волнах. Такие расходы никогда и ни при каких обстоятельствах не могут окупиться за счет рекламы.

– Разве на этих радиостанциях нет рекламы?

– Реклама на этих радиостанциях, безусловно, есть. Но в силу объективной стоимости услуг связи такие медиа невозможно сделать прибыльными без кардинального сокращения “социального” вещания, что мы делать не планируем. Другое дело телеканал “Спорт”. Он в этом году, несмотря на свое “социально” ориентированное предназначение, вышел на операционную безубыточность и является беспрецедентным подобным телепроектом в мире: нигде больше не существует спортивного бесплатного канала с контентом такого качества. Сейчас нет ни одного значимого спортивного события, которое бы не транслировал телеканал “Спорт”.

– “Спорт” только начал зарабатывать или уже отбил все вложенные средства?

– Свои инвестиции он пока не отбил, но уже стал рентабельным. В 2006 г. “Спорт” заработал $31,5 млн, а его затраты составили $28 млн. Это связано и с тем, что ВГТРК, будучи членом Европейского вещательного союза (EBU), имеет лицензионные приоритеты на многие главные спортивные события.

– А сколько ВГТРК тратит на содержание телеканала “Культура”?

– В 2005 г. расходы на телеканал “Культура” составили $68,4 млн, в 2006 г. – $82,4 млн.

– Каковы прогнозы на 2007 г.? Изменится ли объем госфинансирования?

– Принципиальных изменений в объеме госфинасирования не произойдет, кроме одного. В этом году телеканал “Спорт” получит дополнительную дотацию в размере $10,2 млн на распространение сигнала в городах с населением менее 200 000 человек.

– Когда в прошлом году законодатели ограничили рекламное время в эфире, рекламная группа Aegis проводила исследование и выяснила, что на телеканале “Россия” рекламы меньше всего. Ваш канал оказался единственным, который, даже учитывая новые ограничения, недобирал рекламы в эфире. Почему?

– Действительно, мы всегда строили свою программную, а следовательно, и рекламную политику, не ориентируясь на то, чтобы коммерчески использовать любой миллиметр “полезной площади”. Следовательно, несмотря на введение в действие новых поправок, объемы рекламного времени у нас не изменились.

– Как же могут вырасти доходы от рекламы, если вы не собираетесь добирать разрешенное вам время?

– В первую очередь за счет объективно обусловленного роста рекламного рынка. К тому же те объемы рекламы, которые сегодня “легальны”, соответствуют нашим фактическим.

– А какую долю доходов на телеканале “Россия” составляет product placement?

– Это направление на российском телевизионном рынке только развивается. Пока, к сожалению, доходы от этого вида рекламы крайне незначительны. В объеме наших рекламных доходов доходы от product placement составляют несколько процентов.

– Вечером 31 декабря и весь день 1 января на “России” не было рекламы. Почему?

– На новогодний вечер у телеканала “Россия” и “Первого канала” был генеральный спонсор – компания Unilever, которая полностью компенсировала расходы от снятия всей рекламы, кроме своей. Зритель получил дополнительный “бонус” – новогодний вечер без рекламы. Тем не менее 31 декабря мы не понесли финансовых потерь. Скорее наоборот.

– Во сколько это обошлось Unilever?

– В сумму больше той, которую мы могли бы получить, разместив рекламу в новогодний вечер. Размещение рекламы исторически носит сезонный характер, и январь является одним из наиболее “бедных” для телевидения месяцев. Нам удалось распределить рекламное время в течение января так, чтобы и 1 января иметь возможность подарить телезрителям день без рекламы, не понеся при этом никаких убытков.

“Давлением это называть неверно”

– В чем заключается ваше сотрудничество с проектом Russia Today?

– Russia Today – некоммерческий проект, который делают наши партнеры. Будучи коммерческой организацией, ВГТРК не вправе оказывать безвозмездные услуги. Однако мы обеспечили Russia Today широкий доступ ко всем нашим информационным материалам, которые производит такой большой холдинг, как ВГТРК, помогаем с перегонами, предоставляем архив. Правда, все услуги оказываются за плату.

– Некоторые журналисты, которые принялись за создание Russia Today с позитивным настроем, вскоре ушли оттуда, недовольные пропагандистскими методами улучшения имиджа страны. Существует ли политическое давление на телеканал “Россия” и ВГТРК в целом?

– Не понимаю, почему слово “пропаганда” воспринимается иногда с таким негативным оттенком. ВГТРК существует не в безвоздушном пространстве и, как любое средство массовой информации, находится под воздействием множества разных сил и векторов, но давлением это называть неверно. Это нормальная среда существования, включая систему взаимоотношений с владельцем. Это касается всех СМИ независимо от их формы собственности. У ВГТРК 86 региональных филиалов, выпускающих в эфир ежедневно более 3 часов информационных программ. То есть в сутки ВГТРК выпускает только регионального информационного вещания более 250 часов. Редакционно независимые от местной элиты, в том числе и деловой, филиалы ВГТРК зачастую ощущают серьезное давление, целью которого является установление контроля. Однако до сих пор нам удается находить правильные решения, в рамках которых наши региональные компании, с одной стороны, не находятся в жесткой оппозиции к местным властям, а с другой – понимают, что, являясь частью крупнейшей федеральной компании, в первую очередь должны отстаивать федеральные интересы, в том числе и в местных новостях.

– Бывают ли там попытки купить какие-то сюжеты?

– Конечно. Такие случаи были и наверняка еще будут, но уже сейчас эти истории очень редки – в подобных ситуациях позиция ВГТРК крайне жесткая: человек уходит из компании навсегда.

– Довольны ли вы запуском телеканала “Вести-24”?

– Конечно. Уникальные возможности холдинга ВГТРК использованы в этом проекте на 100%: “Вести-24” изначально планировался как спутниковый и кабельный проект для специальной аудитории. Имея филиалы в 86 регионах страны, мы производим уникальный контент, который оказался очень востребован кабельными операторами. В конце года мы вошли в кабель в Санкт-Петербурге, частично – в Москве и в большое количество региональных кабельных станций. Так что кроме спутника у нас есть серьезная кабельная платформа. Тем не менее мы пока не размещаем коммерческую рекламу в рамках этого проекта. Смета этого канала исключительно разумна: в 2006 г. она была $7 млн, а в 2007 г. составит $12 млн. Стратегически мы планируем сделать этот проект прибыльным. Для этого нужно сперва набрать стабильную и достаточную аудиторию. Хотя о ее качестве можно говорить уже сейчас – это суперпремиальная аудитория.

– Произойдет ли переход на цифровое вещание?

– Произойдет неизбежно. Это вопрос технологический, объективный. Другой вопрос – сроки и условия такого перехода. Мне кажется, главный принцип в том, что телезритель должен выиграть от цифровизации, т. е. на плечи зрителя не должны упасть никакие финансовые обременения. В итоге для телезрителей все должно измениться только в лучшую сторону. Количество каналов увеличится, а их техническое качество улучшится. Телевидение перейдет в режим еще большей конкуренции, что опять же пойдет только на пользу телезрителям, поскольку именно конкуренция делает телевидение более качественным. Впрочем, по моему глубокому убеждению, российское эфирное бесплатное телевидение – одно из лучших в мире и по качеству, и по разнообразию программ. Это, как говорится, медицинский факт.

– Какие еще каналы ВГТРК может запустить в ближайшее время?

– Принимая во внимание перспективы развития цифрового вещания, мы серьезно изучаем вопрос о создании нишевых каналов на базе ВГТРК. Один из проектов, над созданием которого мы сейчас работаем, – детский канал. Я думаю, что в течение буквально нескольких месяцев станет понятно, где, как и в каком объеме появится этот проект.

– Только детский?

– Мы серьезно занимаемся изучением рынка, предложением и спросом как основных кабельных, так и спутниковых операторов. Несмотря на финансирование из госбюджета, основным локомотивом для холдинга ВГТРК сегодня остается телеканал “Россия”, получающий доход от рекламы. И этот локомотив в состоянии везти строго определенное количество вагонов. Запускать новые “социальные” проекты без детального экономического просчета было бы с нашей стороны безответственно.

“Огромная машинно-тракторная станция,

а не бутик”

– В последние годы телеканал “Россия” занялся кинопроизводством. Вы сняли серию фильмов с Валерием Тодоровским, сотрудничаете с “Системой масс-медиа”, компанией Disney. Будете ли вы создавать отдельное кинонаправление внутри ВГТРК и насколько серьезно вы относитесь к кино как к бизнесу?

– Мы сотрудничаем со всеми основными участниками рынка. Это относится в первую очередь к таким крупнейшим игрокам, как Disney и “Система масс-медиа”. С последней мы уже завершаем совместный проект – новый фильм Павла Лунгина о Сергее Рахманинове. У нас есть еще несколько проектов, которые сейчас находятся на разных этапах – от сценарной заявки до запуска в производство. Но если говорить о задачах, которые мы преследуем в кинобизнесе, – они очень просты. Наш телезритель предпочитает российское кино. Его сегодня недостаточно. Только по этой причине мы и включились в кинопроцесс. Конечно, затраты на кинопроизводство выше, чем затраты на аналогичные продукты на телевидении. Эти дополнительные затраты мы стараемся покрывать за счет кинопроката. Но наша конечная цель – обеспечить телезрителей качественным российским кино.

– Как распределяются обязанности между вами и гендиректором ВГТРК Олегом Добродеевым?

– Мы с Добродеевым работаем вместе уже восьмой год. Безусловно, существует определенное разделение обязанностей. В моей зоне ответственности помимо руководства телеканалом “Россия” финансовая и юридическая сферы, реализация различных “специальных” проектов. Таких, например, как реорганизация ВГТРК – их, кстати, за последние семь лет было три. Олег Борисович больше занимается информационным вещанием, стратегическим планированием. Курирование же, например, телеканала “Спорт” – не чья-то отдельная прерогатива, поскольку, как говорит Добродеев, “ВГТРК – это огромная машинно-тракторная станция, а не бутик”.

– На рынке телерекламы появился конкурент “Видео Интернешнл” – компания “Алькасар”. Вы не планируете отказаться от услуг “Видео Интернешнл”?

– Нас интересуют наши финансовые результаты. Динамика наших доходов растет быстрее, чем динамика рынка. Что еще нужно? Нас устраивает работа нашего рекламного агента, текущий контракт с которым заключен на пять лет.