Опасные советы


Компания S&N, владеющая, в частности, “Балтикой” (на паритетных началах с датской Carlsberg), полагает, что реструктуризация ее шотландского подразделения Scottish Courage, проведенная в 2001–2003 гг. по совету PwC, привела лишь к убыткам. На преобразования пивовары решились после консультаций с PwC, которые стоили им $19,5 млн. Нанятые в 1998 г. для консультаций по развитию службы поставок консультанты предложили “радикальную реструктуризацию” и настоятельно рекомендовали ее внедрить, утверждают пивовары. К четвертому году реструктуризации консультанты обещали им экономию на издержках в 35 млн британских фунтов ежегодно. Но расходы S&N выросли, реструктуризация была прекращена.

Консультанты не выяснили, что большая по сравнению с S&N производительность ее конкурента обусловлена на четверть меньшими расходами на зарплаты, жалуются пивовары. PwC также рекомендовала им оптимизировать расписание поставок, хотя клиенты этого не хотели, говорится в иске.

До завершения судебного разбирательства PwC комментариев не дает, заявил пресс-секретарь компании Майк Дэйвис.

Юристы удивлены иском S&N. Претензии к аудиторским фирмам не редкость. В январе, например, PwC победила в суде британского производителя автобусов Mayflower, обвинявшего аудитора в непрофессионализме при проверке отчетности (в 2004 г. компания обанкротилась). А вот претензии по качеству консалтинга до судов доходят редко. Обычно такие споры урегулируются на более ранней стадии, сказал лондонский юрист в разговоре с FT.

Пытаясь застраховать себя от претензий клиентов, консультанты вставляют в договор массу оговорок. А материальная ответственность консультанта обычно ограничивается размером его гонорара, отмечает юрист “АксионБКГ” Татьяна Казарис. Возможная компенсация может достигать двойного гонорара, добавляет Ирина Смирнова из МКПЦН.

Но если клиент, следуя советам консультантов, понес убытки, он может потребовать их полной компенсации, говорит партнер Deloitte Сергей Воропаев. Для победы в суде клиент должен доказать, что причиной убытков стали именно неверные советы, что затруднительно, добавляет он. Консультация могла затрагивать перестройку одного направления деятельности клиента, а убытки возникнуть из-за работы других или из-за изменения ситуации на рынке, отмечает замгендиректора “Финэкспертизы” Агван Микаелян. Управленческие решения принимает руководство клиента, которое должно доказать, что консультант халатно провел исследование, отмечает Смирнова.

Часто конфликты завершаются мировым соглашением, говорит сотрудник крупной аудиторской компании: консультанты или доказывают свою невиновность, или выплачивают отступные. Но отступные сильно превышают установленный договором порог ответственности.

Платить за консультации крупным аудиторским компаниям уже приходилось. Летом 2005 г. налоговое управление США обвинило KPMG в продаже клиентам схем по уходу от налогов. Заключив мировое соглашение с минюстом США, консультанты заплатили $456 млн и вернули почти $200 млн бывшим клиентам. А в России в 2005 г. клиент “АксионБКГ” (тогда “Аксион Консалтинг”) – ивановский текстильный холдинг “ТДЛ Текстиль” подал в суд на консультанта, заявив, что “Аксион” некачественно подготовил бизнес-стратегию. Холдинг требовал вернуть аванс в 1,5 млн руб., суд удовлетворил его иск. (Использованы материалы FT.)