Болезнь роста

Д. Гришкин

Президент “Евросети” Элдар Разроев провел встречу с аналитиками и инвесторами, на которой рассказал, как компания собирается развиваться дальше. По итогам этой встречи “Атон”, “Уралсиб” и МДМ-банк выпустили аналитические обзоры.

До сих пор компания делала ставку на стремительный рост. За последние четыре года число салонов увеличилось в 15 раз – с 328 до 5000 (в частности, компания проглотила двух крупных конкурентов – “Техмаркет” и “Ультру” и вышла на рынки стран СНГ), выручка – почти в 13 раз, с $236 млн до $2,97 млрд. Но за быстрое развитие пришлось заплатить – долги увеличивались еще более стремительно: если в 2003 г. они составляли $12 млн, то на конец 2006 г. выросли в 51 раз, достигнув $609 млн (впрочем, менеджмент говорит, что это пиковое значение, а среднегодовое – $450 млн). Вначале “Евросеть” брала кредиты, в 2003–2004 гг. выпустила векселя на 1 млрд руб., в 2004 г. – облигации на эту же сумму, а в 2006 г. – еще на 3 млрд руб. Показатель долг/EBITDA, в 2003 г. составлявший 1,1, к концу 2006 г. вырос до 5,3. “У компании достаточно высокая долговая нагрузка, которая, правда, компенсируется высокими темпами роста выручки”, – отмечает аналитик “Уралсиба” Кити Панцхава.

Теперь, рассказал аналитикам Разроев, “Евросеть” намерена отказаться от экспансии в России и заняться повышением рентабельности (в 2003 г. рентабельность по EBITDA была 4,6%, в 2006 г. – 3,9%). Ради эффективности компания даже готова закрыть часть своих магазинов. “Евросеть” считает, что ее присутствие в любом сегменте рынка не должно превышать 45% во избежание конфликтов с антимонопольными органами. По итогам 2006 г. доля компании на рынке мобильных телефонов в России составила 41,7%, по ее собственным данным, и 39%, по оценке Mobile Research Group. По мнению руководства “Евросети”, благодаря замедлению темпов роста и закрытию убыточных точек в 2007 г. рентабельность по EBITDA прибавит 0,5–1 процентных пункта и составит 4,5–5%.

Для снижения долговой нагрузки, основу которой составляют краткосрочные займы, владельцы “Евросети” готовы продать часть компании. По словам Разроева, “Евросеть”, возможно, разместит акции на российских биржах, но не раньше лета-осени 2007 г., когда будет подготовлена отчетность по МСФО за два года. IPO на лондонской бирже возможно в 2008 г.

Разроев отказался комментировать “Ведомостям” свою встречу с аналитиками и инвесторами.

“Для “Евросети” подобная смена стратегии – разумный шаг”, – считает президент “Связного” Максим Ноготков. Он говорит, что “Евросеть” достигла в России максимально возможного размера, дальнейшее увеличение числа салонов просто неэффективно: они начинают конкурировать между собой. А гендиректор “Беталинка” Владимир Анненков добавляет, что рынок сотового ритейла в России достиг насыщения и в течение ближайших двух лет общее количество салонов связи должно сократиться с 25 000–30 000 до 10 000–15 000. При этом, подчеркивает он, с уменьшением количества салонов будет расти качество оставшихся.

Будучи лидером сотового ритейла, “Евросеть” имеет неплохие шансы укрепить кредитный профиль в среднесрочной перспективе, отмечают аналитики МДМ-банка Ольга Николаева и Михаил Галкин.

Проблемы, с которыми столкнулась “Евросеть”, типичны для быстрорастущей компании. В аналогичной ситуации оказался, например, другой лидер российской розницы, продуктовой – сеть дискаунтеров “Магнит”. “Магнит” начинал с небольших магазинов, торгующих “молоком и хлебом”, которые другие ритейлеры называли не иначе как “киосками”. Зато этих киосков было очень много, а на начало 2007 г. их общее число составило рекордные для России 1893. Агрессивный рост не позволял “Магниту” показывать высокую доходность. “Для магазинов с таким ассортиментом и низкими ценами хороший показатель рентабельности по EBITDA – это 6–8%”, – говорил в интервью “Ведомостям” основатель сети Сергей Галицкий. Но и этого уровня “Магнит” до сих пор не может достичь. Впрочем, два года назад его рентабельность по EBITDA не превышала нескольких процентов, но к IPO, состоявшемуся в апреле 2006 г., этот показатель удалось-таки увеличить до 5%. То есть именно до того показателя, ради достижения которого “Евросеть” сейчас меняет свою стратегию.