Чушь медвежья


Не роман, а уютный, местами смешной, местами печальный вздор. Правда, вставленная в рамку полноценного памфлета.

В 1920-е годы одной девочке подарили на Рождество игрушечного мишку Винки, а когда девочка выросла, в него стали играть ее сыновья. Мишку ласкали, нянчили, кормили и неизменно бросали, пока он не ожил и не сбежал в лес. На воле Винки родил детеныша, которого захватил безумный террорист-отшельник – за его-то грехи несчастного Винки и арестовали, обвинив в 9678 преступлениях – терроризм, государственная измена, заговор против правительства США, мошенничество, «выдавание себя за женщину»… Первая хозяйка действительно называла медвежонка Мари и наряжала его в платье.

Так и начинает раскручиваться богатая литературная родословная Винки. Ведь самый знаменитый игрушечный мишка получил имя от медведицы лондонского зоопарка –

Винни. История о Винки окутана плотным облаком скрытых и явных цитат из детских стишков о Teddy Bear и крошке Вилли Винки, а также из Сократа, Уитмена, Шекспира, Фуко и Фрейда. Эти нити оборваны и как будто никуда не ведут, достаточно упомянуть о том, что названных авторов цитирует начитанная дочка Винки, то есть как ни крути, а игрушечный медвежонок. Но абсурд и забавность для дебютанта Клиффорда Чейза никак не самоцель.

Сильно потрепанного Винки судят по всей строгости закона за несовершенные им грехи. Все дружно делают вид. Врачи, что лечат – берут у игрушки кровь и делают кардиограмму (пока одна медсестра не догадывается просто зашить ниткой пулевые ранения в мохеровом тельце). Следователи – что расследуют, судьи – что судят. Допрашивают свидетелей, крепко спят во время заседаний, не дают адвокату с выразительной фамилией Неудалый и слова молвить.

Чейз со знанием дела и большим вкусом пародирует любимый жанр американского кинематографа – судебную драму, и в конце концов устраивает борцам с терроризмом и любителям Американского Образа Жизни (так с большой буквы и пишутся эти слова в книге) настоящее аутодафе. Ничего особенного, но читать этот остроумный памфлет приятно, хотя бы потому, что человеческую тупость никогда еще не обличали игрушечные медвежата. Недаром в Америке роман Чейза произвел небольшой переполох – комитет «Освободите Винки», который упоминается в тексте, образовался и в реальности, пока преимущественно виртуальной. Для леваков и студентов Винки стал символом освобождения от охватившего страну параноидального страха перед террористами. В общем, присоединяйтесь:www.freewinkie.com.

Клиффорд Чейз «Винки»/Пер. с англ. Е.В. Недоводеевой. – М.: Мир книги, 2007