Привет, бесстрашная Россия!


В прошлом году одна страховая компания провела опрос обычных людей, коротающих время за просматриванием телевизора, за пьянством, за равнодушным воспитанием невесть зачем появившихся на свет детей, за дрязгами и мелкой жадностью, проживающих жизнь, одним словом.

А показал опрос, что россияне:

1) ожидают для себя лично блестящего и безбедного будущего;

2) ожидают для России экономического роста и процветания.

Аналитики, познакомившись с выводами страховщиков, заявили: во как промыл телевизор мозги народу-то! Вот несчастные у нас обыватели, запуганные и оболганные!

Ну хорошо. А на самом-то деле как? Верить опросу?

Зависит, ясное дело, от любви к родине. Даже так: от качества любви к родине. Ежели мы тут родину свою родную, любимую любим, как бездомную собачку, которая сломала ножку и дрожит, сопливая, на холодном ветру, тихо поскуливая, – это одно. А ежели, значит, мы любим ее, как мощную мать, которая, как какая-нибудь всемирная кариатида, подпирает небосвод плечом; да иногда, чтоб поудобнее было взять, тряхнет этим своим плечом слегка, и сыплются звезды, реки идут вспять, а мировые правительства начинают жалко лепетать слова подлой дружбы и продажной любви, – совершенно другое.

Первый случай оставим-ка либералам – пусть себе мучаются.

А про второй поговорим поподробнее.

Экономическое величие какой ни возьми страны – это прежде всего потребители, то есть человеческие существа, которые жадно гребут под себя материальные блага, а также услуги.

Робкий потребитель невыгоден: ему все кажется, что надо прижаться, пережить сложное время, то есть перевести активы во что-нибудь вечное, нетленное и засунуть куда поглубже – то ли под матрас, то ли в швейцарский банк в зависимости от понимания текущей ситуации и возможностей.

Решительный потребитель, напротив того, – любовь и цель всякого хозяйствующего субъекта. Ради него можно пойти на беспрецедентные скидки, продать любую мелочь и крупность в кредит, в рассрочку, под гарантии или даже без таковых; в общем, любым способом переложить на него ответственность за произведенный товар.

Что дальше?

Страна, населенная решительными потребителями, вынуждена активнее шевелиться. Они ее как бы подпирают изнутри: давай-давай! Мы тут у тебя должны хорошо жить, изволь соответствовать.

Это изнутри распирание вызывает у руководителей страны воздушное прекрасное чувство, что им все по плечу. И глядите, что дальше получится: раньше, например, кто-то нашего руководителя покровительственно так похлопывал по плечу, поскольку он руководил несчастными пессимистами и питался от них депрессивными миазмами. А когда народ видит одно только счастье впереди, одни только благосостояние и уверенность в нем и живут, то и руководитель сам кого хошь похлопает по плечу покровительственно: мол, не страдай, бедняга, посмотри, поучись, как надо по-человечески жить и что надо для этого делать.

То есть понятно, да? Граждане хотят быть богатыми и счастливыми, значит, и страна такая будет, а к богатому и счастливому хочется приникнуть, получить от него заряд богатства и счастья, научиться от него всему этому...

Э-э-э-э, должно быть, скажете вы, а кто тут распинался про пьянство, равнодушное отношение к детям и телевизионный досуг, – с этим как быть?

А никак, отвечу я вам, никак. Это и есть счастье и уверенность в завтрашнем дне.

Так что с практической или, скажем, с прагматической точки зрения, эйфория от будущего и от товарного изобилия – полезная штука, она приносит деньги. А, простите мне такое слово, с моральной – не очень; процесс захватывает, долги растут, и так-то не слишком мощный ум сосредоточивается на сосчитывании денежных знаков.

Но согласитесь, плазменная-то панель гораздо лучше, чем даже самый большой телевизор с электронно-лучевой трубкой. Футбол удобнее смотреть.