Открытый Люксембург


ФСФР и финансовый регулятор Люксембурга будут обмениваться информацией об участниках рынка ценных бумаг обеих стран. Чиновники смогут узнать, в частности, есть ли у их иностранных коллег претензии к компаниям. Подписание соглашения – инициатива Люксембурга, сказал “Ведомостям” руководитель ФСФР Олег Вьюгин: “Мы получили предложение, проанализировали его, сделали два замечания, получили текст обратно, замечания были учтены”. Соглашение будет заключено в течение года, сказал Вьюгин.

Опасности для российских компаний, регистрирующих фирмы в Люксембурге, эта договоренность не представляет, уверены эксперты. У финрегулятора Люксембурга нет информации о бенефициарах тамошних российских офшоров, говорит вице-президент Сonsulco International Group Михаил Соболев. С 1929 г. в Люксембурге действовал льготный режим налогообложения дивидендов и операций по продаже акций и долей и страна специализировалась на обслуживании крупного бизнеса, говорит руководитель отдела Tax Consulting U.K. Михаил Горлов. Под давлением Евросоюза с 2007 г. этот режим прекратил действовать. Для оптимизации налогов люксембургский офшор российскими компаниями не используется, отмечает управляющий партнер “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин.

Основная цель регистрации холдинговых компаний в Люксембурге – выход на европейский рынок акций, привлечение капитала, отмечает Тутыхин. Именно для контроля за этими операциями ФСФР может понадобиться соглашение, замечает адвокат коллегии “Юков, Хренов и партнеры” Дмитрий Степанов. Так, ФСФР может заинтересовать информация об акциях российских компаний, торгующихся на европейских биржах, чтобы проверить, не нарушают ли они отечественное законодательство, считает Степанов. Если люксембургский банк или инвесткомпания захочет открыть дочернюю структуру в России, ФСФР тоже получит оперативную информацию о ней от люксембургского регулятора и сможет оценить степень ее надежности, замечает Соболев.

Впрочем, ФСФР будет получать лишь ту информацию, которую она и сегодня может получить на евробирже, например проспект ценных бумаг, говорит Степанов. Соглашение лишь ускорит обмен сведениями, считает Горлов. Ценнее соглашение для люксембургского регулятора – он сможет узнавать о претензиях ФСФР к российским компаниям, считает Горлов.

Несколько лет назад аналогичное соглашение было подписано с Кипром и конфиденциальность российских владельцев не пострадала, добавляет Соболев. Вьюгин отмечает, что подобное соглашение заключено и с Бразилией.