Даже ценой бизнеса


Принципы PACI – это минимальный набор самоналагаемых принципов и правил, направленных против взяточничества или коррупции, рассказывает Елена Панфилова, директор российского офиса общественной организации Transparency International. Никаких активных действий со стороны бизнеса и никаких инструментов мониторинга со стороны общественности они не предусматривают. От подписантов требуются две вещи: заявить о “полной нетерпимости к проявлениям коррупции” и принять программу противодействия ей.

В этом наборе кристальная честность сотрудников ценится выше интересов бизнеса. “Организация обязана объявить, что ни один ее сотрудник не будет уволен или наказан <...> за отказ дать взятку, даже если такой отказ приведет к потере бизнеса”, – говорится в принципах PACI.

Первыми активными участниками программы и ее соавторами директор PACI Кристоф Фрай называет около 20 компаний из трех отраслей: добывающей, строительной и энергетической. Именно там много крупных инфраструктурных проектов и поэтому риск возникновения коррупции высок, поясняет Фрай. “Мы ощущаем положительные результаты внедрения принципов PACI, хотя и не измеряем их”, – говорит он. В среднесрочной перспективе PACI планирует подключить аудиторско-консалтинговые компании, которые смогут верифицировать выполнение компаниями принятых на себя обязательств, отмечает Фрай.

Группа экспертов экономического форума в Давосе, разрабатывающих принципы борьбы с коррупцией, состояла из сотрудников академических и общественных организаций, в том числе Transparency International и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), говорит Александр Михаилянц, директор по стратегическим коммуникациям ТНК-BP. Но в нее входили и представители бизнеса – энергетических и горнодобывающих компаний. Некоторые из них оказались недовольны конечным продуктом, вышли из рабочей группы и не вошли в число подписавших декларацию PACI.

Казалось бы, крупные компании вполне можно сравнивать с государствами, говорит Панфилова. Но вот только задачи бизнеса в отличие от задач государств весьма далеки от борьбы с коррупцией.

Надушить и припудрить

В долгосрочной перспективе честность окупается, говорит Питер Хеншо, вице-президент по коммуникациям и общественным связям ТНК-BP. Его ничуть не удивляет, что список компаний, подписавшихся под принципами PACI, состоит в основном из добывающих (De Beers, “Суал”), машиностроительных (ABB), строительных (Skanska) и энергетических компаний (Duke Energy Corporation, “Ленэнерго”). Исторически сложилось, что репутация таких компаний невысока, говорит он.

От имени ТНК-BP под принципами PACI на Давосском форуме 2005 г. подписался президент и главный управляющий Роберт Дадли. Инициатива исходила от российских акционеров компании и, по словам Хеншо, никак не связана с ужесточением международного законодательства в области борьбы с коррупцией за рубежом.

Сотрудники нефтяной компании не слишком подробно рассказывают об изменениях, происшедших с тех пор: и об этических стандартах, которые стали неотъемлемой частью “Кодекса деловой практики” – основополагающего документа, регулирующего работу каждого сотрудника компании, и о правилах регистрации подарков, и о тренингах, посвященных конфликтам интересов. Но в компании появилась новая штатная позиция – менеджер по управлению рисками коррупции. Пока известно лишь, что в I квартале 2007 г. ее займет юрист, имеющий российский и международный опыт работы в этой сфере.

В практике консультантов принято разделять мошенничество и коррупцию, говорит Александр Соколов, директор группы “Форензик” российского офиса аудиторско-консалтинговой компании KPMG. Под коррупцией понимают попытку подкупа государственных чиновников в интересах компании. Мошенничество – это использование служебного положения в личных целях. Но конечно же, это две стороны одной медали, продолжает Соколов. Искоренение и того и другого требует работы по внедрению строгих стандартов деловой этики.

В “Суале” “Кодекс делового поведения” был принят в июне 2005 г. Несколько разделов в нем посвящены предотвращению коррупции – например, составители кодекса напоминают сотрудникам об уголовной ответственности за дачу взяток, а также о том, что “Суал” никогда не будет иметь дел с юридическими или физическими лицами, которые были уличены в даче или получении взятки, рассказывает Алексей Прохоров, директор по связям с общественностью “Суала”.

Кодекс определяет стандарты общения с госслужащими и внешними контрагентами, говорит Прохоров. Например, сотрудник “Суала” не может предлагать госчиновнику подарок, стоимость которого превышает 5 МРОТ, или принимать подарок дороже $100.

Признавайтесь сами

Раз в год руководители подразделений заполняют специальные формы, в которых должны указывать все случаи расхождений с этическими нормами компании. В конце прошлого года такую форму заполнял и Хеншо, в его управлении ни одного спорного случая не было. Но ему известно несколько случаев возникновения подобных конфликтов. Люди, которые повели себя неэтично, были вынуждены покинуть компанию, говорит Хеншо, а каждый такой случай был детально разобран на внутреннем интернет-сайте, доступном всем штатным сотрудникам компании.

Чтобы победить коррупцию и мошенничество, бороться надо не с симптомами, а с причинами, утверждают эксперты. По версии Томаса Чана, директора Гонконгской независимой комиссии по борьбе с коррупцией, на первых местах в списке главных причин коррупции – излишняя концентрация полномочий, всевозможные конфликты интересов, нечеткое определение обязанностей и стандартных процедур ведения операций. “Все эти факторы никак не зависят от размера сделки”, – пишет Чан в статье, опубликованной на сайте Азиатского института предотвращения преступности ООН (UNAFEI). Поэтому так трудно бороться с коррупцией, она может возникать на любом уровне управления.

Практика показывает, что даже гендиректора зачастую имеют весьма далекие от реальности представления о том, как работают их компании. Соколов приводит пример, когда гендиректор крупной международной компании, работающей на рынках СНГ, заподозрив своих подчиненных в мошенничестве или коррупции в одной области, пригласил консультантов “Форензик”, которым удалось раскрыть преступления, но совсем не в тех местах, на которые пало подозрение.

Под основополагающим принципом PACI – о полной нетерпимости к коррупции – подписался и гендиректор немецкой Siemens Клаус Кляйнфельд. Но эти заявления не уберегли компанию от скандала. В конце января 2007 г. The Wall Street Journal сообщила о коррупционном скандале, в котором участвовали несколько высокопоставленных топ-менеджеров Siemens. Их обвиняют в даче взяток государственным чиновникам нескольких развивающихся стран. В том числе Саудовской Аравии, стран Азии, Африки и Восточной Европы. На собрании акционеров в январе 2007 г. председателю наблюдательного совета Siemens Хайнриху фон Пиреру пришлось оправдываться. Он говорил, что, возглавляя компанию в качестве гендиректора на протяжении десятилетия, не жалел времени и сил на борьбу с коррупцией. “Я глубоко потрясен, что этих усилий оказалось недостаточно”, – сказал фон Пирер.

Эффективная борьба с мошенничеством и коррупцией возможна, лишь если в компании внедряются механизмы не только предупреждения (информирование сотрудников, проведение тренингов и разработка норм), но и выявления и реагирования, говорит Соколов. Сотрудники должны знать, что нарушение норм не останется тайным и безнаказанным. Но самый эффективный способ выявления неправомерных действий – это сигналы сотрудников компании, отмечает он.

Как показывает опрос KPMG Forensic Integrity Survey, результаты внедрения этических стандартов и норм в американских компаниях не впечатляют. Сотрудники KPMG разделили опрошенных на две группы: тех, у кого в компаниях уже действуют подобные программы, и тех, кто находится в процессе внедрения. Оказалось, что внедрение программ приводит лишь к небольшому снижению доли сотрудников, ощущающих давление со стороны руководства с целью добиться результата любой ценой (с 60% до 50%), а также тех, кто не понимает этических стандартов (с 62% до 53%). Зато заметно возрастает количество сотрудников, готовых сообщать о замеченных нарушениях непосредственному руководителю (с 48% до 88%), в юридический отдел (с 25% до 73%), в отдел внутреннего аудита (с 19% до 63%) или совету директоров (с 20% до 59%).

Стучать – этично

В июне 2005 г. в “Суале” заработала горячая линия, по которой каждый сотрудник может анонимно сообщить обо всем, что вызывает его беспокойство, в том числе и о своих подозрениях во взяточничестве, мошенничестве или коррупции, говорит Прохоров. Сигналы с мест обрабатывает независимая юридическая компания, которая составляет сводки для президента или первого вице-президента “Суала”. Но о результатах работы горячей линии Прохоров говорить отказался, сославшись на конфиденциальность. Есть горячая линия и в ТНК-ВР. С ответом на вопрос, во что обходится внедрение принципов PACI, затруднились как в “Суале”, так и в ТНК-ВР.

Настоящие цели крупных компаний, руководители которых поставили подписи под принципами PACI, лежат скорее в сфере PR, чуть более узко направленного, говорит Панфилова. Крупные компании заметили, что подобные заявления вызывают положительный отклик у многих заинтересованных сторон, например у крупных институциональных инвесторов, и могут оказывать положительное влияние на капитализацию, отмечает она. Этих целей не скрывают и в самих компаниях. Подобные меры становятся актуальны, когда компания начинает работать с западными контрагентами, в том числе на рынках капитала, говорит Прохоров. Как только вы начинаете общаться с западными кредитными организациями, например с Европейским банком реконструкции и развития или Международной финансовой корпорацией, сразу замечаете, что принципы делового поведения, этические нормы и антикоррупционные программы для них далеко не пустой звук, говорит Прохоров.

В начале пути

Составители программы противодействия коррупции ТНК-BP в докладе о проделанной работе пишут: “Программа по противодействию коррупции полностью соответствует принципам PACI. Она внедрена и эффективно работает”. Но Хеншо утверждает, что компания находится лишь в самом начале пути. Такой же точки зрения придерживается и Прохоров.

Действительно, праздновать победу было бы преждевременно. Даже на уровне государств об эффективности мер, направленных на борьбу с коррупцией, говорить довольно трудно, отмечает Панфилова из Transparency International, которая составляет рейтинги восприятия коррупции с 1995 г. Ясно лишь одно: как только в стране появляется устойчивая система государственного управления, ее положение в рейтингах начинает стабильно улучшаться, говорит Панфилова. Первый признак устойчивой системы – баланс превентивных и карательных мер борьбы с коррупцией. И положение неизбежно ухудшается в тех государствах, правительства которых перестали обращать внимание на коррупцию, резюмирует она.