ВЕКТОР


Помощник или надзиратель

Идея закрепить за банками персональных кураторов возникла в ЦБ в 2002 г. одновременно с появлением новой команды – Сергея Игнатьева. Эксперимент по кураторству начался в январе 2003 г. – первый зампред ЦБ Андрей Козлов направил такое письмо в 10 территориальных управлений. Весной 2004 г. в эксперименте начали участвовать банки из тридцатки крупнейших – “Глобэкс” и питерский ПСБ. Козлов тогда рассчитывал, что уже к 2005 г. у каждого банка будет свой куратор. Это служащий Центробанка, в компетенцию которого входит осуществление надзора за одной или несколькими кредитными организациями. Куратор анализирует собранную в ходе консультаций, телефонных переговоров, деловых встреч информацию для оценки финансового состояния банка и системы управления в нем. ЦБ совместно с Банковским институтом Высшей школы экономики даже подготовил специальную программу обучения будущих кураторов.

Но затем начался отбор банков в систему страхования вкладов (ССВ), и тема кураторства отошла на второй план. Сейчас же, когда ССВ заработала, ЦБ решил к ней вернуться. Есть обученные люди, а вскоре для них будет готова и инструкция. По словам директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексея Симановского, недавно назначенного еще и членом совета директоров ЦБ, документ может быть согласован всеми службами ЦБ за два-три месяца. Впрочем, в нем нет ответа на главный вопрос – будет кураторство добровольным или обязательным для банков. Симановский убежден, что выбор должен остаться за банкирами. Те же в растерянности. Многие из них считают, что отношения с регулятором надо систематизировать. И прежде всего стоит оптимизировать предоставление одной и той же информации в различные подразделения ЦБ. А вот станет ли куратор помощником или лишней обузой, банкирам так и не понятно.

Без попутчиков

Вчера “Северсталь-Авто” объявила о покупке гендиректором компании Вадимом Швецовым 49,3% акций холдинга у хозяина “Северстали” Алексея Мордашова (см. статью на стр. А1). Оба предпринимателя из Череповца, вместе начинали трудиться на меткомбинате. До недавних пор Мордашов владел 85%, а Швецов – 15% акций компании Newdeal Investment. Через нее партнеры контролировали 58% акций “Северсталь-Авто”. Теперь единоличным владельцем Newdeal Investment станет Швецов. Сумма сделки оценивается в пределах $500 млн.

Активы в автопроме “Северсталь” начала скупать семь лет назад. С тех пор на базе УАЗа и ЗМЗ была создана самостоятельная компания – “Северсталь-Авто”. Объявленная вчера сделка – знаковая для “Северсталь-Авто” и Швецова. Мордашов, а также другой крупный предприниматель – Олег Дерипаска начали скупать активы в автопроме почти одновременно. Тогда мало кто сомневался, что делается это с одной целью – впоследствии продать заводы зарубежным автоконцернам. Но те, как выяснилось, предпочли строить свои предприятия в России с нуля. Впрочем, угрозы для российских заводов это не представляет. По крайней мере, так должен думать Швецов. Он никогда не считался миллиардером. А раз так, то вряд ли бы он тратил сумасшедшие деньги на проект, в который не верит.

Дела у “Северсталь-Авто” и впрямь идут неплохо. Она с помощью зарубежных партнеров выпускает автомобили практически во всех рыночных сегментах. Стратегическая цель холдинга – через сотрудничество с иностранными компаниями, заимствовав у них технологии и опыт, возобновить разработки отечественных автомобилей. Но уже на принципиально ином качественном уровне. Инвесторы, похоже, верят в эту стратегию. К примеру, в мае прошлого года, когда было объявлено о строительстве собственных заводов Volkswagen и GM, акции “Северсталь-Авто” выросли на 5,3%. В тот же день индекс РТС снизился на 0,2%. А в июне, когда о строительстве завода объявила Nissan, бумаги “Северсталь-Авто” упали на 5,7%. Но индекс РТС в тот день потерял еще больше – 9,4%.