ВОПРОС ДНЯ: Почему власть все еще боится Ходорковского?


Это общий испуг власти. Замечаете, что у нас по новой конопатятся все щели? Например, принимаются новые поправки к закону о выборах. Хотя, казалось бы, стоит ли опасаться появления сильной оппозиционной партии? Тем не менее никогда еще к избирательной кампании не готовились так тщательно, как сейчас. Конечно, если Ходорковский и Лебедев получат еще один срок, власть почувствует себя спокойнее. Может быть, потому что в Ходорковском видится политическая угроза.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок

Когда система настолько закрыта, как у нас, страхи часто бывают иррациональными. Ходорковский отказался подчиняться явному и сильному давлению, предпочел нелегкую судьбу статусу беглого олигарха. Одно это делает его непонятным политическим и социальным персонажем в глазах власти. Искать рациональную основу этого страха – дело безнадежное и бессмысленное.

Борис Макаренко, замгендиректора Центра политтехнологий

Дело ЮКОСа родилось отчасти из страха, что есть независимый богатый человек, который не просто занимается бизнесом, но и имеет свою точку зрения на политическое развитие России, а еще имеет смелость. Вполне допускаю, что все закончилось бы только первым процессом. Но возник целый ряд других обстоятельств. В частности, то обстоятельство, что Ходорковский не смирился и продолжил борьбу. Настал и год, когда он может быть условно-досрочно освобожден. Прессование в колонии устроено так грубо, что суд отменил три взыскания из четырех. А одно оставшееся – за распитие чая в неположенном месте – не выглядит слишком сильным аргументом против освобождения. Вдобавок прошел год и оно автоматически считается снятым. Наконец, власти надо защищаться на разных уровнях. Например, Страсбургский суд направил уже второй запрос по первой жалобе Ходорковского. А нападение, как известно, – лучший случай защиты.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского