ИНТЕРВЬЮ: Андрей Скурихин, президент S.P.I.


– У каждого проекта есть свои стадии. Мы купили его, когда он был в беспорядочном виде. Разрешили все вопросы с правами собственности на участки, на запущенные объекты строительства. Потом в проект вошли другие компании с серьезными финансовыми возможностями. От этого все получили выгоду: и мы, и “Норникель”, и “Сити”.

Битва владельца швейцарской S.P.I. Group Юрия Шефлера с российским казенным предприятием “Союзплодоимпорт” за право торговать водкой Stolichnaya за рубежом перешла в финальную стадию. Обе компании ведут переговоры с Pernod Ricard, которая может выкупить у S.P.I. права на Stolichnaya и создать совместное предприятие с ФКП “Союзплодоимпорт”. В интервью “Ведомостям” президент S.P.I. Андрей Скурихин рассказал, как продвигаются переговоры.

– В середине января прокуратура Москвы возобновила уголовное дело против вас. Нашлись новые обстоятельства?

– Дело возбуждено еще в 2002 г., тогда его инициировал замминистра сельского хозяйства Владимир Логинов, ныне глава ФКП “Союзплодоимпорт”. Меня обвинили в причинении имущественного ущерба путем обмана и незаконном использовании товарного знака. Но по одной статье обвинение снято в 2004 г., а само уголовное дело трижды прекращали в 2003 г. из-за отсутствия состава преступления. В начале января моих адвокатов оповестили, что московская прокуратура по поручению Генпрокуратуры переквалифицировала обвинение с части 1 на часть 3 статьи 180 УК (незаконное использование чужого товарного знака группой лиц по предварительному сговору). Никаких новых обстоятельств представлено не было, более того, никакой группы лиц не было и быть не может, так как я принимал решения самостоятельно. Тогда же я узнал, что с ноября 2006 г. нахожусь в международном розыске. Я убежден, что за возобновлением дела стоит ФКП: суды за границей им проиграны, в этом году пройдут основные слушания в международных судах. Если ФКП проиграет, то потеряет марки в России. У нас с Логиновым 6 января были переговоры в Куршевеле, которые ни к чему не привели, а 9 января бумаги из прокуратуры были направлены в Замоскворецкий районный суд.

– О чем договаривались?

– Мы и в 2006 г. дважды встречались – в Германии и Франции. Для меня остается загадкой, получал ли он санкции встречаться со мной от министра сельского хозяйства Алексея Гордеева. На встречах Логинов говорил о готовности достичь компромисса, отозвать все иски, если мы учтем его интересы. Но это неприемлемо для нас. Мы готовы искать компромисс с представителями государства, например с МЭРТ, администрацией президента, да и в Минсельхозе, уверен, есть здравомыслящие люди.

– Разве “Союзплодоимпорту” выгодно инициировать новое дело, ведь это может сорвать переговоры с Pernod Ricard?

– Все участники переговоров в шоке.

– Не боитесь быть арестованным?

– Абсолютно нет. Уверен, что западные органы не увидят в моих действиях никакого преступления – новых обстоятельств не представлено, а по старым дело прекращено. Основной совладелец компании Юрий Шефлер живет за границей, и никто его там не разыскивает. Он без проблем передвигается по миру, путешествует.

– Какие важные суды должны состояться в этом году?

– В Страсбургском суде по правам человека мы обжалуем решение Высшего арбитражного суда России (ВАС), на основании которого нас в 2001 г. лишили прав на водочные марки. Нашу жалобу признали приемлемой, а через эту стадию проходит только 2% жалоб, при этом 90% из них удовлетворяются. Один из судей, который принимал решение о приемлемости жалобы, был из России, поэтому говорить, что это дело – госзаказ, неправильно. Суд попросил подсчитать убытки. Это более $150 млн. Положительное решение Страсбургского суда автоматически влечет отмену постановления ВАС, и вся система ФКП начнет рушиться по принципу домино. Это позволит нам вернуть марки в России.

– Договориться мирным путем с государством не хотите?

– Никогда не прекращали таких попыток. Мы все эти годы и письменно, и устно предлагали государству вернуться к мировому соглашению.

– Сколько у S.P.I. Group судебных тяжб с ФКП “Союзплодоимпорт”?

– Около 40, а в целом по миру мы ведем приблизительно 100 процессов. Большая их часть касается незаконного использования наших водочных марок. В ряде стран мы сотрудничаем с детективными агентствами, которые отслеживают появление марок, схожих до степени смешения с теми, что зарегистрированы на нас. Все это вместе с судебными издержками обходится недешево – до $10 млн ежегодно.

– Юрий Шефлер принимает участие в управлении компанией?

– Он – председатель совета директоров. Работал и работает, отходить от стратегического контроля над компанией не планирует, но операционным бизнесом не занимается.

– В 2006 г. S.P.I. стала основным владельцем “Пермалко”, приобрела винный дом в Италии. Формирование группы завершено?

– Далеко не так. Мы не ограничиваемся производством и продажей алкоголя, сейчас успешно занимаемся недвижимостью. Строим три жилых дома в Калининграде, многофункциональный комплекс площадью 100 000 кв. м в Риге.

– Сколько вы продаете водки Stolichnaya?

– Мы производим 3 млн кейсов (1 кейс равен 9 л. – “Ведомости”) Stolichnaya. Точных цифр не раскрываем, но с учетом российского производства на эту марку приходится 30% объема продаж, по прибыли – более 50%. Самый большой рынок для Stolichnaya – американский: на него приходится более 70% продаж, доля прибыли – еще выше. Оборот группы по итогам 2007 г. приблизится к $500 млн. Основной объем приходится на алкогольное направление, но это соотношение может измениться в связи с развитием других видов деятельности.

– Какие перспективы у водки Moskovskaya на международном рынке?

– Развиваем эту марку на точечных рынках, в основном в европейских странах. Если сделка с Pernod Ricard состоится, то со Stolichnaya мы переключимся на другие марки – возможно, и на Moskovskaya.

– ФКП “Союзплодоимпорт” хочет зарегистрировать в США водочную марку “Русская”. Как вы к этому относитесь?

– ФКП подало заявку в американское патентное ведомство на регистрацию наименования места происхождения “Русская водка”, но мы ее оспорили. Уверен, что она не будет зарегистрирована.

– Вы производите водки под всеми советскими марками?

– Всего в нашем портфеле около 150 товарных знаков алкогольной продукции. При этом советских из них только 16, изъятых в России, но сохранившихся у нас на Западе. Какие-то мы производим, какие-то – нет, какие-то – время от времени.

– На водке Stolichnaya, которая продается за рубежом, на этикетке написано: “Произведено в России. Розлито в Латвии”. Как Stolichnaya становится российской водкой?

– Мы не нарушаем прав ФКП в России. Производственную цепочку мы не комментируем, в суде с успехом доказываем свою правоту.

– На рынке говорят, что Stolichnaya производится на основе водке “Глазурь”, которую вы перевозите с тамбовского завода “Талвис” в Латвию. Из-за этого в январе задержали директора “Талвиса” Олега Левченко – его обвиняют в использовании рецептуры Stolichnaya при производстве водки “Глазурь” и даже в контрабанде.

– Это дело не имеет никакой перспективы – наше производство и продукция в Тамбове имеют все лицензии. Контрабанда – это когда кто-то перевозит товары через границу тайком. Я не могу представить, чтобы завод это делал тайно, каждый наш шаг докладывается налоговой и таможне. На деятельность всей компании дело не окажет влияния.

– На таможне водка “Талвиса” декларируется как “Глазурь” , но никто такой марки не знает, а вывозится более 1 млн дал.

– Мы ее производим и экспортируем. Эта марка была зарегистрирована еще в советские времена. Она продается и в России.

– МЭРТ предлагало провести конкурс на право управлять советскими водочными марками. Будете участвовать?

– Я уверен, что мы вернем права на марки в России в судебном порядке. Конкурс, о котором говорят сейчас, нам неинтересен, ведь собственность все равно останется за государством.

– “Русский стандарт” оспаривает право использовать наименование “русская” в водочных брендах в американских судах. Зачем этот иск Рустаму Тарико?

– Это рекламная кампания собственной водки в США, а не судебный иск. Так Тарико сможет поставить свои марки в одну строчку со Stolichnaya в исках и привлечь внимание публики.

– А ваш иск против “Русского стандарта” с целью добиться отмены регистрации его товарного знака чем вызван?

– Регистрация такой марки неправильна. Это то же самое, что зарегистрировать “шотландское обычное виски” или “американские обычные джинсы”. Роспатент почему-то пропустил это название. И сейчас получается, что в рекламных слоганах никто не может использовать слова из серии “Стандарт русской водки”.

– Расскажите о сделке с Pernod Ricard.

– Цена продажи, конечно, важный вопрос, но не основной в переговорах. Необходимо решить много вопросов, урегулировать конфликты, определиться, как будут построены процессы деятельности компании. Уверен, что решение будет найдено. Мы, в свою очередь, намерены остаться в бизнесе. Больше говорить не могу – подписал соглашение о неразглашении.

– Сколько стоит марка Stolichnaya?

– Дороже Grey Goose (Bacardi-Martini заплатила за марку более $2 млрд в 2004 г. – “Ведомости”). Сколько точно, пока не знаем, этой работой сейчас занимаются наши финансовые консультанты из Lehman Brothers.

– IPO не хотите провести?

– Когда-то считалось, что IPO позволяет стать богатой компанией. Но если у вас хорошие отношения с банками и есть продуманный план развития, биржа вам не нужна. Ни у кого из акционеров S.P.I. Group желания выходить из бизнеса нет.

– А у S.P.I. много акционеров?

– Ограниченное количество. Юрию Шефлеру принадлежит более 80% акций. Несколько менеджеров владеют миноритарными пакетами, в том числе и я.

– Почему вы вышли из проекта “Сити”?

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться алкогольная отрасль в России?

– Потребление сокращаться не будет, а вот легальное производство сократится на фоне ужесточения контроля над легальными производителями. Производителей водки будет привлекать премиальный сегмент, но не все в нем выживут. Намечаются передел рынка и появление новых лидеров в сегментах.

– Не жалеете, что пришли в водочный бизнес?

– В любом бизнесе случаются сложности независимо от специфики. Если говорить обо мне, то не вижу проблем для своей безопасности. А водочный бизнес непростой, но очень интересный, сделать красивый продукт сложно. Но именно за это нас уважают по всему миру.