СП с “Газпромом” под запретом


В закон “О трубопроводном транспорте” внесена норма о запрете на реорганизацию (слияние, присоединение, создание СП, разделение, выделение, превращение с передачей имущества или иным способом, предусмотренным законодательством), а также отчуждение, передачу в концессию, аренду, лизинг, залог или приватизацию собственности государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, НАК “Нафтогаз Украины” и ее дочерних предприятий. Закон дополнен положением, запрещающим провозглашение предприятий магистрального трубопроводного транспорта и НАК “Нафтогаз Украины” банкротами и их ликвидацию по законодательству о банкротстве.

Вывод газотранспортной инфраструктуры Украины из госсобственности был законодательно запрещен и раньше. Об этом депутатам вчера напомнил министр топлива и энергетики Юрий Бойко, который назвал закон “маслом масляным”. Вице-премьер по вопросам ТЭКа Андрей Клюев вчера заверил депутатов, что правительство не планирует ни в какой форме передавать украинскую газотранспортную систему под контроль другого государства.

Принятие закона было прежде всего эффектной пиар-акцией Блока Юлии Тимошенко, которую были вынуждены поддержать другие политические силы, заявил “Ведомостям” член пропрезидентской фракции “Наша Украина”.

Новым в законе является запрет на создание СП с участием НАК “Нафтогаз Украины”. Именно СП “Нафтогаза” и Rosukrenergo – “Укргазэнерго” – согласно российско-украинским договоренностям осуществляет торговлю импортным газом на украинском рынке. По словам разработчика законопроекта депутата Ольги Боднар (фракция БЮТ), его авторы исходили из того, что он не будет иметь обратной силы. Закон имел своей целью окончательное закрепление госсобственности на всю газотранспортную инфраструктуру, чтобы ни у кого не возникало соблазнов если не приватизировать ее, то передать в управление, говорит Боднар.

В самом Rosukrenergo уверены, что запрет не будет реализован. “Принятие закона не влияет на работу Rosukrenergo и “Укргазэнерго”, – заявил “Ведомостям” пресс-секретарь Rosukrenergo Андрей Кнутов. “Нафтогаз” не вносил никакой собственности в “Укргазэнерго”, украинская доля внесена деньгами”, – поясняет источник, близкий к СП. Доказать, что имущество “Нафтогаза” действительно было задействовано при создании СП, трудно, а потому закон не дает достаточных оснований для ликвидации “Укргазэнерго”, соглашается Ильдар Газизуллин из украинского Международного центра перспективных исследований.

Кроме того, согласно украинскому законодательству обратную силу может иметь только закон, улучшающий условия хозяйственной деятельности субъектов, на которых он распространяется, и только при наличии прямого указания на “обратную силу”, говорит партнер украинской юридической компании “Магистр и партнеры” Алексей Резников. Правда, конституция позволяет делать исключения из этого правила ввиду обстоятельств особой важности, например затрагивающих государственную безопасность, добавляет он.

Поддержавшие законопроект депутаты от правящей коалиции “Партии регионов”, Компартии Украины и Соцпартии Украины уверены, что закон не отразится на деятельности Rosukrenergo и “Укргазэнерго”. Лидер коммунистов Петр Симоненко заявил “Ведомостям”, что фракции большинства не были информированы о том, что новый закон имеет какое-либо отношение к Rosukrenergo. Он сказал, что левые голосовали за закон Тимошенко только потому, что “последовательно поддерживают сохранение всех стратегических объектов в госсобственности”.

Но в БЮТ рассматривают принятие закона как важный шаг в своем наступлении на Rosukrenergo. По словам Боднар, оппозиция уже на этой неделе планирует создать специальную следственную комиссию, которая изучит условия и законность создания компании – монополиста по поставкам газа на Украину. Тимошенко тоже подтвердила, что следующим ее шагом станет устранение Rosukrenergo с украинского рынка.