“АвтоВАЗ” снизил продажи


По количеству выпущенных автомобилей 2006 г. для “АвтоВАЗа” оказался очень успешным. В пресс-службе предприятия “Ведомостям” вчера сообщили, что завод выпустил “966 380 автомобилей и автокомплектов, что превышает план на 1,6%”. Но и без учета машинокомплектов объем производства оказался внушительным. По данным “АСМ-Холдинга”, “АвтоВАЗ” собрал в 2006 г. 765 627 автомобилей, т. е. на 6,1% больше, чем в 2005 г.

Но продать все автомобили не удалось. По данным “АвтоВАЗа”, в России и за рубежом было продано 724 000 машин. Это на 2,8% меньше, чем в 2005 г. (745 000). Экспорт автомобилей, по информации “АСМ-Холдинга”, вырос всего на 2% и составил 99 096 машин. То есть на внутреннем рынке “АвтоВАЗ” продал 625 000 автомобилей против 648 000 в 2005 г. Доля “АвтоВАЗа” на рынке новых автомобилей, по подсчетам консультанта по автопрому компании Ernst & Young Ивана Бончева, упала на 11% – с 46% до 35%.

Аналитик компании “Уралсиб” Кирилл Чуйко говорит, что снижение продаж “АвтоВАЗа” на внутреннем рынке связано с агрессивной ценовой политикой завода в 2006 г. и ростом конкуренции со стороны дешевых иномарок – таких как Renault Logan и Chevrolet Lanos. “Цены на Lada с учетом снижения курса доллара росли с опережением инфляции”, – говорит он. Чуйко подсчитал, что за год “десятка” подорожала на 8%, Kalina – на 14%, “классика” – на 10%.

Впрочем, снижать темпы производства в 2007 г. “АвтоВАЗ” не планирует. Представитель предприятия говорит, что план производства на этот год составляет “в общей сложности” 959 000 автомобилей и комплектов, из которых 771 600 – готовые машины.

Продать их будет трудно, констатируют эксперты. По словам Чуйко, если “АвтоВАЗ” реализует план, то с учетом товарных запасов и экспорта ему нужно будет продать больше 810 000 автомобилей: “Это задача выполнимая, но очень сложная”. Для этого компании нужно сохранить рентабельность, не повышая розничную цену. “Правда, не подорожать в долларовом выражении будет сложнее – ведь укрепление рубля продолжается”, – предупреждает он.

Замдиректора автосалона “Элекс-Полюс” Максим Куденко видит перспективу роста продаж в регионах. “Дилерам нужно сделать упор на региональное развитие”, – говорит он. Гендиректор холдинга “Автотрейд” (владеет сетью из девяти региональных автосалонов) Владимир Яркин с ним не согласен. Остатки в его салонах не превышают среднегодовую норму в 1300 автомобилей. “Но емкость рынка в регионах в разы не вырастет, – говорит он. – Увеличивать продажи можно только за счет активного маркетинга – бесплатных кредитов, подарков и т. п.”.

По прогнозу Бончева, на внутреннем рынке “АвтоВАЗ” в 2007 г. продаст около 630 000. В этом случае его доля снизится до 30%. “Продать больше завод сможет только за счет сдерживания цен на сегодняшнем уровне и активных маркетинговых действий”, – соглашается Бончев. На предприятии понимают необходимость этих действий, говорит представитель “АвтоВАЗа”. По его словам, совет директоров решил не увеличивать в нынешнем году цены на автомобили за счет повышения эффективности производства и сокращения издержек.