Приготовились к ликвидации

Джеффри Гальмонд рискует потерять свои телекоммуникационные активы/ Д. Гришкин

Первые официальные подозрения по поводу незаконной деятельности структур Гальмонда высказала летом 2005 г. прокуратура Франкфурта, получившая документы от юриста Юргена Фишера, чей труд оплачивался одной из структур “Альфа-групп”. Это расследование не закончено, но выводы о незаконной деятельности и незаконном происхождении доходов IPOC огласил Цюрихский арбитраж, когда в мае 2006 г. отказался подтвердить права IPOC на 19,4% “Мегафона” (большую часть блокпакета, с 2003 г. принадлежащего “Альфа-групп”). Например, попытку IPOC оплатить часть акций “Мегафона” средствами от продажи своей компании “Телеком XXI” сотовому оператору МТС арбитраж квалифицировал как попытку отмыть незаконные средства, поскольку МТС к этой сделке фактически принудил бенефициар IPOC.

Министр финансов Бермудских островов Пола Кокс обратилась в Верховный суд этой страны с просьбой ликвидировать IPOC и восемь аффилированных с ним компаний, сообщила бермудская газета The Royal Gazette. Иск с таким требованием в суд подала фирма – регистратор этих компаний по поручению минфина, уточнила в беседе с “Ведомостями” представитель министерства Шона Маккензи. “Минфин рассылал официальное заявление, которое опубликовала The Royal Gazette”, – говорит она. “Мы можем подтвердить, что подан иск в отношении IPOC”, – цитирует газета слова Кокс. Решение обратиться в суд, по ее словам, Минфин принял после того, как изучил отчет о деятельности IPOC, составленный аудиторской компанией KPMG для министерства. “Иногда приходится предпринимать шаги, чтобы пресечь возможные нарушения наших законов и явные нарушения правил”, – заявила Кокс газете. Представитель KPMG Гэвин Хаулгейт отказался от комментариев, а министр добавила, что Минфин успел обменяться информацией об IPOC и с правоохранительными органами других стран, после чего направил материалы в полицию Бермудских островов.

Помимо IPOC, регистратор требует ликвидировать еще восемь связанных с ним бермудских компаний, владельцем которых называет себя датчанин Джеффри Гальмонд, – IPOC Capital Partners (владеет “Телекоминвестом”), Gamma Capital Fund (владеет 50% “Межрегионального транзиттелекома”), Convergence Capital, Com Tel Eastern (владеет 50% “Скай Линка”), First National Telecommunication Fund, Convergence Capital Management, Augmentation Investments и Telco Overseas. По информации The Royal Gazette, суд рассмотрит иск в конце апреля на закрытом слушании.

Связаться с самим Гальмондом “Ведомостям” вчера не удалось, а президент IPOC Майкл Норт не стал комментировать действия бермудского минфина, поскольку знает о них только из прессы. А член совета директоров IPOC Дэвид Хауэнштайн “долго находился в отъезде и не в курсе дела”.

Арбитраж не называет его, именуя просто “предполагаемый свидетель № 7”, но по должностям и действиям в нем легко угадывается министр информтехнологий и связи Леонид Рейман. Сам он неоднократно отрицал, что владеет IPOC или другими активами, приписываемыми Гальмонду.

Если бермудский суд сочтет, что фирмы приобрели свои активы незаконно, он может принять решение об их аресте и изъятии, говорит юрист адвокатского бюро Salans Сергей Маринич. После этого по закону активы должны быть распределены между пострадавшими от незаконной деятельности ответчиков, добавляет партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. “Мы, безусловно, войдем в совет кредиторов IPOC в рамках процедуры ликвидации и рассчитываем получить значительную часть его имущества”, – признался источник в окружении Леонида Рожецкина – основателя фирмы LV Finance, участвующей в этом конфликте на стороне “Альфа-групп”. Президент LV Finance Леонид Маевский и вице-президент Altimo (управляющей телекоммуникационным бизнесом “Альфы”) Кирилл Бабаев воздержались от комментариев.

Впрочем, Тутыхин сомневается, что суд удовлетворит иск бермудского регистратора. Для этого потребуется доказать, что IPOC и его родственные фирмы сами являлись инструментом отмывания денег и были созданы именно с этой целью, а это непросто, объясняет он. К тому же на практике суды часто ориентируются на уже вынесенные и вступившие в силу приговоры, а в случае с IPOC ни одного такого приговора нет: ни один государственный суд не предъявлял компаниям Гальмонда уголовных претензий, добавляет он. Даже если суд арестует активы Гальмонда, исполнить это решение почти невозможно: между Россией и Бермудами нет соглашения о помощи в такого рода делах, добавляет Маринич.

Гендиректор “Телекоминвеста” Максим Горохов не стал комментировать ситуацию, признавшись, что не слышал о бермудском иске. Представитель “Мегафона” воздержался от комментариев.

Между тем Гальмонд все охотнее продает свои активы: в начале 2006 г. он избавился от “Синтерры” (осенью ее купил более чем за $300 млн “Промсвязькапитал”), в конце года – от “Петербург Транзиттелекома” (компания досталась за $97 млн “Северо-Западному телекому”), а сейчас завершает продажу “Промсвязькапиталу” “Петерстара” (сделка оценивается в $150–200 млн). Возможно, таким образом владелец IPOC пытается сохранить собственность, считает аналитик крупного инвестбанка. Скорее Гальмонд просто оптимизирует структуру активов, выходя из компаний на пике их стоимости, возражает содиректор аналитического отдела Deutsche UFG Алексей Яковицкий.