Спасибо детям и геям


По традиции в Берлине будет много картин с отчетливым политическим уклоном. “Прощай, Бафана” знаменитого датчанина Билле Аугуста, дважды лауреата “Оскара”, расскажет о тюремном заключении Нельсона Манделы. “Фальшивомонетчики” Стефана Рузовицки посвящены одной из самых масштабных операций по фальсификации денег в истории, когда накануне завершения Второй мировой войны были подделаны миллионы британских фунтов. Вне конкурса будут показаны “Письма с Иводзимы” Клинта Иствуда, представляющие японскую точку зрения на знаменитую японо-американскую битву во время Второй мировой. Напомню, что американский взгляд на это историческое событие Иствуд почти параллельно воплотил в картине “Флаги наших отцов”.

Бразильский “Год, когда мои родители отправились в отпуск” расскажет о военной диктатуре в Бразилии 70-х, а израильский “Бофорт” – о последнем полке в Южном Ливане. Атмосфера холодной войны присутствует во второй режиссерской работе Роберта Де Ниро “Ложное искушение” с Мэттом Деймоном и Анджелиной Джоли. Послевоенный Берлин появится в ретро-нуаре Стивена Содерберга “Хороший немец” с Кейт Бланшетт и Джорджем Клуни.

Политическая, вернее, политкорректная подоплека чувствуется и в основанном на реальных событиях “Городе на границе” с Дженнифер Лопес, расследующей серию убийств мексиканских женщин-рабочих.

Другая, неполитическая, интрига Берлинале традиционно связана с американцами, точнее с картинами, номинированными на “Оскара”.

В этом году раздача наград Американской академии состоится ровно через неделю после завершения фестиваля. Помимо “Писем с Иводзимы” Иствуда, претендующих на “Оскара” как лучший фильм, а также в категориях “лучшая режиссура” и “лучший сценарий”, в Берлине состоится европейская премьера “Скандальных заметок” Ричарда Айра. Сыгравшие в этой психологической драме Джуди Денч и Кейт Бланшетт номинированы на “Оскара” в категориях “лучшая актриса” и “лучшая женская роль второго плана”.

Из классиков в берлинском конкурсе участвуют выходцы из французской “новой волны” – Жак Риветт с картиной “Не тронь топор” и Андре Тешине с лентой “Свидетели”, портретирующей начало восьмидесятых – эпоху зарождения СПИДа. А классик чешской “новой волны” Иржи Менцель представит ленту “Я служил английскому королю”. Откроется фестиваль биографической лентой об Эдит Пиаф “Жизнь в розовом свете”, а закроется еще одним фильмом о судьбе женщины, вышедшей из низов и покорившей мир, – “Ангелом” Франсуа Озона, действие которого происходит в Англии начала прошлого века.

Обладателей “Золотых” и “Серебряных медведей” жюри под председательством американского режиссера и сценариста Пола Шредера объявит 18 февраля. Почетного “Золотого медведя” за вклад в кинематограф получит американец Артур Пенн, создатель легендарных “Бонни и Клайда”.

Второй год подряд в основном конкурсе не будет русской картины – хотя именно этот фестиваль одно время, на излете социализма, питал особый интерес к российскому кино.

Впрочем, в детский конкурс Generation попал мультфильм Олега Ужинова “Жихарка”. Еще два наших фильма во внеконкурсных программах: на Berlinale Special везут “Дневной дозор”, а картина Владимира Иванова Moscow. Pride’06 (Moscow Gay Pride Festival), посвященная несостоявшемуся столичному гей-параду, включена в документальную часть “Панорамы”.