Закон рынку не помеха


Переход рекламной индустрии на рубли заставил АКАР привести данные за 2006 г. в двух валютах – привычных долларах США и рублях. В прежней валюте рынок вырос в 2006 г. на 29% – до $6,5 млрд (в 2005 г. рост составил 28%). В рублях рост составил 24% – 176,3 млрд руб. против 142,3 млрд руб. в 2005 г.

Отныне АКАР будет считать обороты исключительно в рублях.

Андрей Брайович, замгендиректора Aegis Media, считает, что рынок продолжает уверенный рост: “С одной стороны, рост обеспечен расширением покупательной способности населения, т. е. за счет увеличения маркетинговых бюджетов. С другой – рынок растет и за счет медиаинфляции, частично спровоцированной законодательными ограничениями рекламы”. Во втором полугодии 2006 г. телеканалам можно было транслировать не более 12 минут рекламы в течение часа.

Телереклама заняла почти половину рынка – 85,9 млрд руб., но рост этого сегмента в 2006 г. замедлился – 30% (в 2005 г. был 37%). Объем предложения GRP (gross rating points, единица измерения аудитории) во втором полугодии 2006 г. сократился по отношению к тому же периоду 2005 г. на 12,2%, но к резким изменениям это не привело, говорит Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра “Видео Интернешнл”. Веселов считает, что воздействие нового закона на рынок оценивать рано: “Закон был принят в середине года, у многих были сверстаны бюджеты до конца [года], поэтому я бы не подводил окончательных итогов”.

Второй по объему сегмент, как и прежде, – реклама в печатных СМИ. На нее рекламодатели потратили в прошлом году 44,6 млрд руб. – рост 13% (16% годом ранее). Журналы привлекли рекламы на 19,2 млрд руб. (на 17,% больше, чем в 2005 г.), газеты – 9,4 млрд руб. (14%), рекламные издания – 16 млрд руб. (9%). Президент Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев считает, что цифры АКАР объективны, и не видит ничего страшного в замедлении темпов роста: “С каждым годом рынок рекламы растет от более высокой базы, поэтому наблюдается некоторое снижение динамики. Для рынка важно, насколько он вырос в денежном эквиваленте”. По мнению Шкулева, рост сегмента обусловлен укреплением позиций лидеров рынка и появлением новых успешных изданий.

На наружную рекламу потрачено на 25% больше – 32,1 млрд руб. (в прошлый раз рост составил 28%), на радиорекламу – на 12%, 9,5 млрд руб. (20% в 2005 г.).

В отчете АКАР указано, что представители радиоиндустрии с оценкой не согласны и считают ее заниженной. “Конечно, рынок Москвы сформировался давно, и рост здесь не столь впечатляющий, около 15%, – объясняет Мария Смирнова, коммерческий директор компании “Медиа+” (продает радиорекламу). – Но национальные радиорынки очень перспективны и показывают рост 20–25%, а региональные – 25–30%”. Со Смирновой согласен генеральный директор радиостанций “Сити-FM” и Relax FM Михаил Эйдельман.

Интернет-реклама продолжает показывать самые высокие, хотя и снижающиеся темпы роста в отрасли: 60% против 87% в 2005 г. Но в натуральном выражении затраты на Рунет пока еще невелики – 2,7 млрд руб.