1 млн руб. за рабочее место


В середине декабря российский Ситибанк наполовину сократил управление по привлечению VIP-клиентов, специализирующееся на продвижении продукта Citigold. Под сокращение в Москве попали 22 человека, но девять из них решили дать отпор работодателю. Вчера они направили исковое заявление в Пресненский суд, а в понедельник собираются пикетировать два отделения банка – на Тверской и на Павелецкой.

“Нас сократили, хотя мы проработали от 1,5 до 2 лет, а оставили тех, кто пришел полгода-год назад, хотя по закону преимущественное право у нас”, – жалуется старший специалист по обучению и развитию управления VIP-клиентов Наталья Холкина. По ее словам, управление два года назад набрало больше сотни сотрудников для продвижения продукта Citigold – пакета финансовых услуг, особенно выгодных клиентам, на счету которых более $50 000. Зарплаты специалистов этого управления варьировались от 25 000 до 60 000 руб., говорит Холкина. Правда, другой сотрудник Ситибанка на условиях анонимности назвал “Ведомостям” цифры примерно на треть больше и добавил, что были еще премии за перевыполнение плана. Масштабные сокращения сейлзов прошли в конце года не только в подразделении Citigold, заметил собеседник “Ведомостей”. Сокращение связано с реорганизацией ряда подразделений и прошло в соответствии с законодательством, сообщила “Ведомостям” вице-президент ЗАО “Ситибанк” Наталья Николаева. Сотрудникам предложили вакансии, отвечающие их профессиональным знаниям и навыкам, но некоторые от этих предложений отказались, добавила она. Среди протестующих – мать-одиночка Татьяна Авдеева и Андрей Кац, который содержит двух маленьких детей и жену. Оба старших специалиста уверены, что у банка не было законного права сокращать их.

В исковом заявлении от имени девяти сотрудников Ситибанка говорится, что о сокращении в управлении было объявлено 14 декабря и увольняемым сразу же предложили уйти в двухмесячный оплачиваемый отпуск. Не согласным прекратить работу выделили рабочие места в переговорной комнате, но там, по словам истцов, не было даже компьютеров, а перемещаться по офису они не могли из-за отсутствия магнитных пропусков. Несколько дней в комнате также находились сотрудники отдела персонала, которые “давали понять, что нам может быть запрещено обедать в переговорной комнате, слушать радио, а также могут быть созданы условия, при которых мы вынуждены будем справлять естественные нужды по расписанию”, говорится в иске. А 24 января банк письменно уведомил протестующих, что больше не может предоставлять им помещение для работы, и с тех пор их не пускают в офис.

Моральный вред от процедуры увольнения каждый из истцов оценил в 1 млн руб. Компания “Трещев и партнеры”, которую истцы попросили представлять их интересы, пока не смогла войти в контакт с Ситибанком, сообщила юрист этой компании Анна Шаламова. Пока она сама до конца не уверена, что банк допустил нарушения: “Этого нельзя однозначно утверждать, не видя штатного расписания, которое мы истребуем в ходе рассмотрения дела”. Однако она уверена, что после объявления о сокращении право сокращаемых на труд было нарушено. Шаламова надеется уладить дело миром. В официальном заявлении банка также сказано: “Мы надеемся на спокойное и мирное разрешение конфликта в рамках действующего законодательства”.

Видимо, истцы рассчитывают на то, что крупные западные компании не любят публичных скандалов, полагает юрист компании “Частное право” Игорь Лебедев. Он допускает, что конфликт решится в пользу сотрудников в досудебном порядке, если найдутся серьезные доказательства моральных страданий. Но собрать их будет сложно, предупреждает юрист. “Реально выплачиваемые компенсации морального вреда по трудовым спорам очень низкие – обычно до 10 000 руб., поэтому шансов получить требуемое практически нет”, – считает адвокат “Князев и партнеры” Алексей Паршиков.