Платят не всем


Четыре раза в год Российский союз автостраховщиков (РСА) публикует статистику по ОСАГО: количество проданных полисов, размер страховых премий и выплат, число заявленных и урегулированных страховых случаев. Последние два показателя дают понять, сколько случаев страховщик ОСАГО признал страховыми, а по скольким выплатил страховку пострадавшим в ДТП. По итогам прошлого года члены РСА увеличили сборы по автогражданке на 18% до 63,8 млрд руб., возместив 31,7 млрд руб. (на 20,1% больше, чем годом ранее). Эти деньги страховщики автогражданки заплатили за 1 413 000 страховых случаев, а всего клиенты заявили 1 482 000 случаев. То есть в среднем по рынку страховку получили 95 заявителей из 100. Вполне логично увязать число урегулированных случаев по ОСАГО с качеством работы компании на рынке, говорит заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин.

95% – это очень хороший показатель, комментирует главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова: “Чем меньше у компании разница между заявленными и урегулированными случаями, тем лучше”. Безоговорочный лидер рынка автогражданки, “Росгосстрах”, выплатил страховки по всем заявленным случаям – их в прошлом году набралось 434 646, говорится в материалах РСА. “Сказать, что в “Росгосстрахе” нет неурегулированных дел, конечно, нельзя, но что страховые случаи урегулируются в положенный срок и даже быстрее, это точно”, – говорит Андрей Бирюков, замруководителя департамента по связям с общественностью “Росгосстраха”.

“Такого просто не может быть! – возмущается топ–менеджер страховой компании, работающей на рынке ОСАГО. – На фоне “Росгосстраха” мы все выглядим непривлекательно”. У многих страховщиков есть отложенные выплаты, ведь недовольные суммой страховки клиенты подают на страховую компанию в суд по ОСАГО и выплата откладывается, объясняет возникающую разницу между заявленными и урегулированными случаями директор департамента продаж “Энергогаранта” Владимир Новоселов. Эта компания, по данным РСА, урегулировала 91 случай из 100.

Почти никто из конкурентов “Росгосстраха” не может похвастаться таким же, как у него, процентом урегулирования. Хотя компания “Спасские ворота” в 2006 г. при заявленных 40 716 случаях оплатила убытки по 44 917. Президент “Спасских ворот” Борис Хаит вчера не смог объяснить “Ведомостям” эти цифры. В первой двадцатке лидеров рынка ОСАГО (см. таблицу) показатель 95 урегулированных случаев из 100 заявленных и выше имеют “Ингосстрах” (98 из 100), “Росно” (95 из 100), “Макс” (97 из 100), “Альфастрахование” (96 из 100), “Уралсиб” и “СКПО-Уралсиб” (обе – 95 из 100). “РЕСО-Гарантия” заплатила в 2006 г. по 93 случаям из 100, “Наста” и “Россия” – по 92 из 100, Страховой дом ВСК – по 89 из 100, “Русский мир” и “Согласие” – по 87 из 100.

Некорректно по такому соотношению делать вывод, насколько компания добросовестно выполняет закон, рассуждает замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов. Заявленный случай далеко не всегда урегулируется за положенные 15 дней, говорит страховщик, существуют проблемы удаленных территорий, несогласия сразу нескольких участников ДТП с суммой выплаты, а также случаи, когда в результате ДТП причинен вред жизни и здоровью. По мнению Иванова, 100% случаев не будут урегулированы никогда – остается некая доля, которая приходится на заявления мошенников, а их службы безопасности компаний выявляют.

Сам он считает нормальным результат, когда урегулировано от 90 до 95 из 100 страховых случаев по ОСАГО.