Привет с «Титаника»


 Почтовые карточки изобрел в 1869 году венский экономист Эмануэль Герман. Это были прямоугольные кусочки картона, одна сторона предназначалась для адреса и штемпеля, другая – для текста письма. Затем появились иллюстрированные открытки, которые и привлекли внимание коллекционеров. Однако первоначальный интерес к открыткам значительно ослаб с началом Первой мировой войны и вновь они вошли в моду лишь с десяток лет назад.

В 1999 году фотограф Мартин Парр опубликовал книгу «Скучные открытки», включив в нее карточки из своей коллекции, которую он собирал 20 лет. В прошлом году лондонский арт-дилер Энтони д’Оффре показал часть своего собрания, в котором более 20 000 открыток. «В предмете искусства, который создали, чтобы сразу выбросить, есть что-то очень привлекательное, – говорит д’Оффре. – Скромность, присущая жанру открытки, завораживает». Но важнее всего их уникальность – часто печатали всего по нескольку экземпляров открытки.

В Великобритании ценятся карточки имперского «золотого века» (1902–1914 гг.), на которых изображены парады, политические митинги или отдых на природе. На открытках непременно появлялись изображения катастроф: наводнений и пожаров; такие экземпляры ценятся особо и стоят до 100 фунтов. Открытки с менее драматичными сюжетами ценятся дешевле: их можно купить у нескольких аукционных домов или в специальных магазинах менее чем за 50 фунтов за штуку.

В США рынок более развит. Например, на ярмарках, которые традиционно проходят в мае и ноябре в гостинице New Yorker на Манхэттене, открытка с изображением знаменитых спортсменов может обойтись в пятизначную сумму. Цена также зависит от того, насколько четко пропечатан штемпель, но главный фактор при определении стоимости таков: чем драматичнее изображение – тем дороже. Например, фотография похорон суфражистки Эмили Дэвисон, которая в 1913 году во время скачек под Лондоном бросилась под копыта лошади, стоит 1000 фунтов. Открытка с изображением «Титаника», отправленнная с борта корабля, в 2002 году была продана за 8900 фунтов.