С угольком

Андрей Мельниченко (на переднем плане) нашел для угольных активов надежное место/ Д. Гришкин

Вчера председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер и гендиректор СУЭК Владимир Рашевский подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в течение первого полугодия 2007 г. компании создадут совместное предприятие. Партнеры внесут в него электроэнергетические и угольные активы. Газовый концерн получит в СП 50% плюс 1 акция, а СУЭК – 50% минус 1 акция.

Какие именно активы будут переданы в СП, пока не решено. Наиболее вероятно, что СУЭК отдаст все основные активы, как энергетические, так и угольные (за исключением сетей), а “Газпром” – пакет акций в РАО “ЕЭС России” (11%), рассказывает сотрудник одной из компаний. А вот газпромовская доля в “Мосэнерго” (сейчас у концерна 33% акций энергосистемы, а вскоре он получит над ней контроль) в состав СП вряд ли войдет.

Когда перечень активов будет сформирован, будет определено, должен ли кто-либо из партнеров доплатить. Аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин оценивает СУЭК в $5,2 млрд, а его коллега из банка “Траст” Александр Якубов – в $5–6,5 млрд.

Цель СП – экономить газ, объясняет представитель “Газпрома”: концерн планирует переводить часть газовых станций на уголь, что позволит высвободить дополнительные объемы газа для поставок на экспорт. Эта идея родилась у одного из совладельцев СУЭК – Андрея Мельниченко несколько лет назад, еще при ликвидации группы “МДМ”, рассказывает знакомый с ним источник. Окончательно энергетики убедились, что надо делать ставку на уголь, в конце прошлого года, когда президент Владимир Путин посоветовал председателю правления РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу строить не только газовые электростанции.

“В объединении усилий с “Газпромом” есть очевидная синергия”, – уверен Рашевский: в топливном балансе страны угля всего 15%, а газа – 60%, тогда как по запасам угля Россия занимает второе место в мире и добывать его можно в разы больше.

Вопросы к сделке могут возникнуть у Федеральной антимонопольной службы, говорит чиновник одного из профильных ведомств, ведь вместе “Газпром” и СУЭК могут наращивать присутствие в энергетике, кроме того, есть риск, что “Газпром” сможет “играть объемами поставки топлива” в пользу тех станций, где он акционер.

Руководители “Газпрома” давно говорили о желании заниматься всеми видами энергоресурсов. “Предполагаемое создание совместной компании с СУЭК – это еще один шаг на пути становления “Газпрома” как многопрофильной энергетической компании мирового уровня”, – заявил вчера председатель совета директоров “Газпрома” Дмитрий Медведев.

“Газпром” сделал заявку на то, чтобы тотально доминировать над всем топливно-энергетическим комплексом России. У него уже есть газовые, нефтяные, энергетические активы, теперь будет и уголь, – сокрушается президент Института энергетической политики Владимир Милов. – Жаль, что угольный сектор, который успешно развивался под руководством частных хозяев, перейдет под контроль “Газпрома”.

О продаже СУЭК сейчас речь не идет, утверждает источник в одной из компаний: новым СП управлять будет команда СУЭК. А активный перевод российских электростанций с газа на уголь может в разы увеличить стоимость угольной компании. Тогда ее можно будет и продать, заключает собеседник “Ведомостей”.

Именно поэтому Мельниченко и Попов не стали делить СУЭК в конце 2006 г., когда они разделили некогда общие активы, утверждает предприниматель, знакомый с ними. Уже тогда они вели переговоры с “Газпромом” о совместной работе.

Попов и Мельниченко всегда были готовы ради расширения бизнеса сократить долю в том или ином проекте до миноритарной, отмечает источник, близкий к Кремлю. Он называет новый проект перспективным, особенно если руководить им будет Рашевский.