Так просто не отделаетесь


За пустым черным столиком в клубе «Билингва» сидят тщедушный очкарик с сигаретой без фильтра, уверенная девушка с мобильным у уха и бодрый мужчина с сединой. «Антон Фролов, – протягивает мне руку последний, – руководитель Лиги защиты профессионалов». Пока мы ждем их первого клиента, защитники рассказывают, зачем они объединились – ради цивилизованных отношений на российском рынке труда.

«Я сама не раз сталкивалась с «кидаловом» на работе, даром что юрист, – объясняет, отложив мобильный, Мария Троицкая. – Но вот судиться с работодателем за незаконное увольнение или невыплаты в голову не приходило: не хватало решимости на долгий и неприятный процесс. Но, если мы не хотим впредь натыкаться на обидное отношение к себе со стороны работодателей, мы должны ломать ситуацию». Пару недель назад Лига защиты профессионалов открыла сайт (им заправляет очкарик Вадим Гущин), чтобы с ней проще было связаться наемным работникам, конфликтующим с работодателем. Обратившимся помогут довести их претензии до суда (за это отвечает Троицкая). На днях открыто также отделение в Питере.

Оказывать моральную и юридическую поддержку пострадавшим от произвола работодателей Антон Фролов, профессиональный менеджер (он, к примеру, запускал электронную «Энциклопедию Кирилла и Мефодия»), и его товарищи решили осенью 2005 года, тогда и была зарегистрирована общественная организация. Но до дела дошло лишь сейчас, когда, как показывает статистика, чуть ли не треть граждан готовы судиться с работодателями.

Согласно опросу Московской службы занятости, в прошлом году число тех, кто готов обратиться в суд в случае трудового конфликта, выросло почти вдвое по сравнению с 2004 годом: 27% против 14%. О профсоюзных организациях в 2006 году вспомнили всего 8% опрошенных, в администрации предприятий попытаются обратиться 13,5%, в госорганы – 11,5%. Ответ «сам решу проблему» лидирует в этом рейтинге (его выбрали 37,7% москвичей), однако по сравнению с 2004 годом позиции сдал (тогда его предпочли 59,4%).

Юрист Ксения Печеник, специализирующаяся на трудовых спорах, объясняет перелом в сознании тем, что уже несколько лет судебная система в этой области работает эффективно. «В судах иногда удается добиться защиты прав даже в сложных случаях, – говорит Ксения, – к примеру, если зарплата была «серой». К тому же компании часто предпочитают расплатиться с мелким служащим, чем судиться. Число исков растет, как растет и число удовлетворенных исков – об этом говорит и мой опыт, и статистика».

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в первом полугодии 2006 года исков, связанных с восстановлением на работе и оплатой труда, поступило почти в полтора раза больше, чем пять лет назад (в 2006 году – 329 323, в 2001-м – 225 827). При этом суды удовлетворяют их в процентном отношении так же часто, как пять лет назад: примерно в 95% случаев (в первом полугодии 2001 года из 203 613 рассмотренных дел 193 127 были решены в пользу истца, а в первом полугодии 2006-го из 296 067 рассмотренных – 281 392).

К нашему столику приближается худощавый мужчина и вежливо кивает, сняв шапку: «Виталий, кладовщик со стройки». Разложив на столе ноутбук, Виталий показывает файлы с отсканированными страницами своей трудовой книжки и подробно рассказывает, как с августа 2004-го до марта 2005 года трудился в подразделении компании «Еврострой» на строительстве торгового центра. «Сначала платили нормально, — говорит кладовщик. – Задерживали всего недели на две-три. А с зимы только авансы пошли. Некоторые – инспектор отдела кадров, геодезисты – сразу обратились к мировому судье. Начальство выплатило им деньги. А те, кто позже проснулся, писали-писали в прокуратуру, да так ни с чем и остались».

В марте компания обанкротилась, задолжав одному только Виталию 40 000 рублей. Это одна из типичных историй: по мнению Фролова, около 75% претензий к работодателям связаны с невыплатами.

Кладовщик грустно вздыхает, показывая на экране фото покрытой снегом стройки. Его не смущает, что на момент работы в «Еврострое» у него, гражданина Белоруссии, не было разрешения на работу в РФ. Он будет судиться, раз уж ему готовы помочь: «Мне неприятно, что эти люди не возвращают нам то, что должны, а сами офис в «Рэдиссон Славянская» снимают».

Юриста Марию Троицкую смущает давность дела: по закону, срок подачи иска истекает через месяц после увольнения, а тут почти два года прошло. Но Антон Фролов говорит: надо пробовать. На его практике – а он сам несколько раз разбирался с нечистоплотными работодателями знакомых – уже бывало такое, что суд отклонял за давностью, а Мосгорсуд возвращал иск в прежнюю инстанцию с требованием рассмотреть по существу.

Сейчас в их команде всего 12 человек, помещения нет, дел – не только выигранных, но даже начатых – тоже. Зато оптимизма на годы вперед. «Когда будем зарабатывать, помещение снимем, – рассказывает Антон. – А через пару лет работодатель, услышав наше имя, будет без препирательств отдавать все, что задолжал своему сотруднику».

Зарабатывать общественная организация планирует за счет нечистоплотных работодателей: прочитав на сайте анкеты обиженных профессионалов, юристы (сейчас Троицкая и еще пара адвокатов, через несколько месяцев, как надеется Антон, присоединятся и старшекурсники юридических факультетов, которым нужна практика) отбирают выигрышные дела и ведут их, не требуя оплаты услуг. В случае удовлетворения иска, по закону, их гонорар оплачивает ответчик.

«Работодатель, особенно в Москве, уже научен опытом последних лет, – предостерегает Ксения Печеник, – поэтому стоит заранее готовиться к судебному процессу. Если дело касается топ-менеджеров, то, как показывает практика, в последние годы шансы восстановиться на работе или получить большую компенсацию снижаются». Но и это, возможно, говорит о повышении правовой культуры на рынке труда, за которую ратует Лига защитников профессионалов.

www.proliga.org