Без кольца дороже


“АвтоВАЗ” вчера преподнес очередной сюрприз. На ММВБ котировки его обыкновенных акций выросли на 17,2% до 2239,95 руб., а в РТС – на 21% до $80 за штуку. Это намного выше справедливой по версии аналитиков инвестбанков стоимости акций завода: одну из самых оптимистичных оценок бумагам “АвтоВАЗа” дает “Уралсиб” – $63 за акцию. В результате капитализация “АвтоВАЗа” установила новый рекорд: $2,2 млрд в РТС и 66,53 млрд руб. ($2,5 млрд) на ММВБ. Объем торгов превышал среднедневной в 10 раз, говорит главный трейдер “Тройки Диалог” Тимур Насардинов. На ММВБ с обыкновенными акциями “АвтоВАЗа” было заключено сделок на 212 млн руб., с привилегированными – на 68 млн руб.

Этот рост произошел не в лучший для российских акций день: “голубые фишки” вчера подешевели на 2–5%, а индекс РТС упал на 2,5%.

Трейдеры объясняют вчерашний феномен – как и всегда в случае с “АвтоВАЗом” – хорошими, с точки зрения инвесторов, новостями автоконцерна. На этот раз – о том, что “Рособоронэкспорт” ликвидирует перекрестную схему владения акциями, считают Насардинов и трейдер “Ренессанс Капитала” Алексей Бачурин. Вчера эту бумагу покупали в основном российские спекулянты, говорит Насардинов.

Последний раз бумаги “АвтоВАЗа” так стремительно дорожали ровно год назад, в феврале 2006 г. Участники рынка тогда объясняли ажиотаж вокруг этих бумаг верой инвесторов в обещание государства инвестировать в завод до $5 млрд, а также в реалистичность планов “АвтоВАЗа” построить новый завод в Тольятти мощностью 450 000 машин в год. Бюджетных денег “АвтоВАЗ” пока не дождался, а завод решил строить вместе с Magna. Но пока с канадской компанией подписано только рамочное соглашение.

Раскольцевать перекрестную схему владения акциями “АвтоВАЗа” “Рособоронэкспорт” также пообещал еще в 2005 г. Но когда это произойдет, ни ФГУП, ни “АвтоВАЗ” пока официально не объявили. Велики шансы на то, что это произойдет уже в ближайшие месяцы, уверяет один из руководителей “АвтоВАЗа”. Весь прошлый год “Рособоронэкспорт” готовил раскольцовку. Как рассказали “Ведомостям” на прошлой неделе несколько источников, близких к “АвтоВАЗу” и “Рособоронэкспорту”, дружественные ФГУПу компании выкупили у миноритарных акционеров 1–2% акций AVVA и почти 40% акций ЦО “АФК” – “дочек” “АвтоВАЗа”, владеющих его же контрольным пакетом. Следующим шагом может стать раскольцовка, говорят собеседники “Ведомостей”.

Руководитель автомобильного направления Ernst & Young Иван Бончев считает рост стоимости “АвтоВАЗа” на фоне новостей о возможной ликвидации перекрестной собственности обоснованным. Инвесторы ценят такие шаги, это повысило бы прозрачность компании. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова не видит фундаментальных причин для роста стоимости “АвтоВАЗа”. Она считает справедливой стоимостью его акций $35,22 и рекомендует “продавать” их. Ликвидация “перекрестка”, по ее мнению, не даст никаких преимуществ миноритарным инвесторам: “Рособоронэкспорт” продолжит контролировать предприятие, как и раньше. Для самого “АвтоВАЗа” эта новость также нейтральная, ведь продавать акции иностранным стратегическим партнерам – тому же Renault – “Рособоронэкспорт” не намерен, заключает Сахнова.

На “АвтоВАЗе” вчера от комментариев отказались.