Микроскоп сильнее револьвера


Режиссер Джон Каррэн присоединился к этому проекту последним, и приписывать ему много заслуг, наверное, не вполне правильно. Скорее всего он сумел адекватно воплотить замысел, почти сложившийся благодаря усилиям сценаристов Рона Нисуэйнера и Сары Коллтон, а также актера Эдварда Нортона.

Сценаристы адаптировали роман для кино, надеясь, что главную роль – доктора-бактериолога Уолтера Фейна – сыграет именно Эдвард Нортон. Актеру сценарий так понравился, что он несколько лет занимался продвижением фильма и даже хотел стать его режиссером. Именно ему принадлежит идея пригласить на главную женскую роль Наоми Уоттс, уговаривать которую пришлось почти год. Актриса, надо полагать, теперь ему благодарна. В “Разрисованной вуали” она напоминает голливудских звезд послевоенного кино.

20-е годы прошлого века. Скромный молодой ученый, работающий в Китае, сватается к девушке из приличной английской семьи. Та не то что его не любит, а вообще едва замечает. Однако родители считают, что Китти давно пора замуж, и та покорно едет вместе с застенчивым и неловким мужем в Шанхай, где от скуки заводит роман с британским посольским чиновником (Лив Шрайбер). Фейн узнает об измене и заставляет жену уехать вместе с ним в глухую китайскую деревню бороться с эпидемией холеры. Вскоре выясняется, что Уолтер Фейн вовсе не такой робкий тихоня и скучный доктор-зануда, зацикленный на книжной работе, как представлялось Китти.

Оказывается, бактериолог – человек волевой, деятельный и отважный не меньше, чем какой-нибудь искатель приключений. А микроскоп может стать не менее серьезным оружием, чем револьвер. Фейну приходится иметь дело с опасной эпидемией, местной радикальной молодежью, готовой поднять бунт, беженцами, суеверными крестьянами и неохотно идущими на сотрудничество властями. Но фильм рассказывает не о подвигах храброго доктора-европейца, спасающего темных китайцев, а больше о сложных и тонких супружеских отношениях, которые очень медленно, но верно налаживаются.

Фильм на такой сюжет подстерегало много опасностей. Существовал, например, риск чересчур увлечься китайской экзотикой и сделать нечто вроде эстетской этнографической зарисовки, тем более что кино полностью снимали в Китае при участии китайских кинематографистов и актеров. Но великолепные пейзажи, достоверные деревни или убедительный быт не стали самоцелью. Не переусердствовали авторы и с живописанием холерных ужасов. Тактично включили в сюжет историческую подоплеку – страна на пороге гражданской войны. Все это сделано как бы невзначай и остается интересным и важным, но фоном для развития добротной психологической драмы. К игре Нортона и Уоттс не придерешься. К тому же пару главных персонажей удачно дополняют актеры второго плана, среди которых китайская звезда Энтони Вонг.

Единственный минус этого фильма, как ни странно, в том, что сделан он уж слишком умно и выверенно. Места для неконтролируемых эмоций тут не осталось, такое кино вряд ли способно захватить силой страсти или воображения. Хороший вкус победил художественную смелость. Хотя для кого-то такая победа – лучшая рекомендация для “Разрисованной вуали”.